В Китае проведена масштабная операция против контрабанды морепродуктов
В конце прошлого года китайские таможенные органы при поддержке полиции и пограничников провели масштабную операцию по пресечению контрабандных поставок морепродуктов из Вьетнама в КНР. В результате в разных регионах Китая были задержаны 58 человек, подозреваемых в организации контрабандных поставок, а также более 37 тысяч тонн незаконно ввезенной продукции на сумму 1.9 млрд юаней.
27 декабря 2017 года Главное таможенное управление Китая силами 11 таможен в Пекине, Нанкине, Фучжоу, Наньнине, Куньмине, Шицзячжуане, Шанхае, Циндао, Гуанчжоу, Фуцзяни и Хайкоу, при силовой поддержке местной полиции, органов пограничного контроля и береговой охраны провело операцию под названием «4.12», в ходе которой была пресечена деятельность восьми преступных групп, занимавшихся контрабандными поставками морепродуктов из Вьетнама в КНР. В общей сложности в проведении операции было задействовано 565 сотрудников разных ведомств, разделенных на 49 групп, которые одновременно провели задержание подозреваемых и изъятие морепродуктов в Пекине, Шанхае, Хэбэе, Цзянсу, Шаньдуне, Фуцзяни, Гуандуне, Гуанси, Хайнани, Юньнани и других местах.
Члены преступных группировок занимались организацией поставок рыбы, креветок и другие замороженных морепродуктов из Южной Америки, Африки и некоторых других регионов во Вьетнам, где продукция переупаковывалась для изменения места происхождения и поставлялась в Китай, в том числе по существующим контрабандным каналам. Кроме того, незаконным путем ввозилась и собственно вьетнамская продукция – китайские власти обвинили компанию Fujian Anxin Industrial, одного из крупнейших импортеров пангасиуса в КНР, в причастности к контрабанде 41 000 тонн продукции из этой рыбы на сумму 640 миллионов долларов.
По сообщениям СМИ, на границе Вьетнама с Китаем, помимо четырех официальных пограничных пунктов для внешней торговли, действуют около 20 коридоров, использующихся контрабандистами. Характерной особенностью этих каналов является требование к отправителю груза заполнить экспортные документы, хотя переправка через границу является нелегальной, и информация о поставках никуда не передается. При этом для каждого конкретного коридора готовится отдельный комплект документов, но этой процедуры можно избежать за отдельную дополнительную плату. Переправкой морепродуктов занимаются специальные логистические фирмы, которые для каждой конкретной партии сообщают отправителю, какой маршрут будет использоваться и какой комплект документов надо подготовить.
Наряду с этим, для отправки контрабанды используются и официальные таможенные пункты, что предполагает выплату взятки таможенникам. Ее размер зависит от отношений логистической фирмы с сотрудником таможни, объема партии и степени серьезности нарушения (изменение страны происхождения, указание неверной номенклатуры – креветки под видом дешевой рыбы и т.п.). В те дни, когда официальные пункты закрыты, поставки также идут через контрабандные коридоры – вдоль границы с Китаем во Вьетнаме для обслуживания контрабандистов даже построены частные дороги.
После проведенной в конце 2017 года операции «4.12» большинство китайских логистических компаний на границе в Вьетнамом временно отказалось принимать контрабандно поставляемые из этой страны морепродукты, до тех пор, пока не станет ясно – являлась ли эта масштабная операция очередной разовой вспышкой борьбы с контрабандой либо она знаменует собой реальное изменение политики властей. Вместе с тем, по неофициальным оценкам китайских специалистов, на границе китайской провинции Гуанси с Вьетнамом коридоры поставок контрабандных морепродуктов работают по-прежнему.
Ликвидация групп контрабандистов обычно дает лишь временный эффект, но пока не приводила к радикальному изменению ситуации. Китай уже много лет пытается бороться с контрабандой морепродуктов, однако количество контрабандной продукции на китайском рынке все равно увеличивается. В частности, наглядным подтверждением этого является значительное увеличение поставок во Вьетнам норвежского лосося и австралийских омаров, которые в действительности предназначены для китайского рынка и попадают туда контрабандными маршрутами.
Дальневосточный центр региональных исследований