В России будут развивать «рыбные биржи» (инфографика)
Собраны мнения участников рынка, чтобы понять, перспективен ли такой формат торговли рыбной продукцией для России и какие проблемы он может решить.
Правительство России планирует обязать поставщиков экспортировать отдельные виды дальневосточной рыбной продукции через электронную биржу. Это предусмотрено утвержденной правительством «Национальной программой социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года». Регион, следует подчеркнуть, обеспечивает 70% вылова водных биоресурсов в стране.
Как именно будет реализована идея, в документе не уточняется. Росрыболовство сейчас «прорабатывает вопросы, связанные с реализацией необходимого механизма», сообщили в самом ведомстве.
Ранее руководитель Росрыболовства Илья Шестаков сообщал: первыми в списке для аукционных и биржевых торгов могут стать икра минтая, крабы и некоторые другие виды продукции, которые пользуются большим спросом за рубежом. Россия добывает примерно 50% минтая в мире. Его икра является валютоемким товаром, как краб или креветки.
По словам Ильи Шестакова, нововведения повысят прозрачность экспорта и его экономическую отдачу, однако, прежде чем ввести такие требования, необходимо создать инфраструктуру и разработать биржевые стандарты. При этом участвовать в механизме биржевых торгов сможет любая площадка, которая будет подходить по требованиям.
ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ХВОСТОМ
Нововведения, о которых идет речь у нас, для мира не новость. В Ассоциации добытчиков минтая подчеркивают: «рыбные биржи» успешно функционируют в Норвегии, Японии, Южной Корее, Исландии и ряде других государств. При этом во многих странах сложились свои схемы торговли.
Например, в Южной Корее правительство с 1999 года развивает систему электронных аукционов на уровне региональных рыболовных кооперативов. А с 2008 года в порту города Пусан действует самый крупный международный оптовый рынок (площадью 72 тыс. кв. метров) с товарооборотом более двух тысяч тонн морепродуктов в день. Для начала поставщик регистрирует здесь свою продукцию, затем реализует ее на аукционах участникам торгов – скажем, переработчикам, торговым сетям или специализированным оптовым структурам. А эти посредники поставляют рыбную продукцию розничным покупателям или мелкооптовым компаниям. Самим же процессом торговли на рынке руководят аукционисты: они определяют очередность, цену товара, претендентов и т. д.
В Норвегии система иная. Местное законодательство устанавливает, что любая реализация рыбы в «первые руки» с целью переработки, сбыта на внутреннем рынке или экспорта должна осуществляться только через специальные кооперативы, деятельность которых контролируется Министерством рыболовства. С 1954 года действует партнерство таких кооперативов – Норвежское рыболовное сбытовое товарищество, называемое рыбной биржей. В электронной форме торги рыбой проводятся уже более 20 лет, и сегодня 95% рыбы в Норвегии сбывается через такие аукционы. Биржа работает 24 часа в сутки, на ней продаются уловы и норвежских, и иностранных судов. Покупателем может стать не только норвежская, но и любая иностранная компания.
Впрочем, при всех различиях просматривается закономерность. Создание подобных сбытовых торговых площадок связано в первую очередь с тем, что от 60 до 90% вылова в мире приходилось на малые предприятия. А «рыбные биржи» эти товарные потоки объединяли, что было удобно потребителям. Большое исключение составлял Советский Союз: в нем рыбная отрасль функционировала как единая система, цены определялись государством, а потому и в бирже необходимости не было.
С тех пор, конечно, многое изменилось. С 1990-х годов до наших дней биржевая торговля в целом в России проделала сложный путь становления, но рыбаки шли своим путем – выстроили долгосрочные экспортные контракты. Отчасти это объяснялось и тем, что рыба – сложный товар для классической биржи. Тем не менее, поясняют эксперты, именно в последнее время, когда в РФ решается задача по уходу от сырьевого экспорта и развитию отраслевой инфраструктуры, биржевой формат продаж может стать точкой притяжения для бизнеса на российском берегу. Многие прямо подчеркивают: коллапс с поставками в Китай на фоне пандемии COVID-19 подтвердил необходимость диверсификации каналов продаж и хеджирования рисков, которые дает биржевая торговля.
В самом деле, в последние годы отдельные российские компании тоже пробуют свои силы в организации аукционной и биржевой торговли рыбой. Системно делать это получается пока у АО «Дальневосточный аукционный рыбный дом» (ДАРД) и АО «Биржа «Санкт-Петербург», которые развивают совместный проект с 2014 года. Их платформы предусматривают разные форматы сделок, включая форвардные контракты (с отсрочкой поставки и корректировкой платежа, проводимой при изменении рыночной ситуации). ДАРД также участвует в социальном проекте «Приморская рыба», помогая с организацией прямых торгов между рыбопромышленниками и розничными сетями. В 2017 году биржа представляла свои возможности на Восточном экономическом форуме при поддержке Росрыболовства. Сейчас на ней зарегистрировано более 100 предприятий, в том числе иностранных.
«В мае 2021 года успешно завершилась самая крупная на сегодняшний день биржевая сделка по продаже 800 тонн российского минтая камчатской компании южнокорейской WS Global, сумма контракта – 57 млн рублей», – сообщил генеральный директор ДАРД Сергей Лелюхин. Кроме того, корейская компания разместила на бирже заявку на регулярные поставки живого краба из России, добавил он.
Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (крупнейшая товарная биржа России, специализируется на рынках нефтепродуктов, газа, леса и минудобрений. – прим.) в конце марта тоже запустила торги рыбной продукцией, но пока провела только одну сделку – по продаже 20 тонн замороженного минтая. «В планах на 2021 год – популяризация биржевой торговли в дальневосточных регионах, проведение учебно-презентационных мероприятий для участников рынка, а также масштабирование торгов с условиями поставки авто- и железнодорожным транспортом», – сообщил вице-президент биржи Антон Карпов.
В 2015–2016 годах начинала функционировать «рыбная биржа» в Сахалинской области при поддержке Сбербанка, но проект был приостановлен, как объясняли региональные власти, из-за проблем с логистикой.
МЕХАНИЗМЫ ПРОДАЖ
«Мы уже несколько лет реализуем часть продукции через биржевую площадку и результатом довольны – все стороны получают ожидаемую выгоду. Продавали минтай, горбушу, причем сразу по одной тысяче тонн горбуши выставляем. Рисков нет, цена хорошая, – комментирует заместитель генерального директора по производству ООО «Корякморепродукт» Александр Ткаченко. – А комиссионные расходы – это, по сути, копейки в масштабах сделки». Продукцию, по его словам, поставляли своим транспортом, поэтому проблем с доставкой не возникло, но для дальнейшего развития аукционно-биржевой торговли необходимо думать над логистикой.
Аукционно-биржевой механизм обеспечивает прозрачность ценообразования и сделок в целом, подчеркивает эксперт. «Правительство поставило задачу перехода на электронную торговлю, поэтому постепенно рынок к этому придет, – отмечает Александр Ткаченко. – Если государство обяжет рыбаков продавать до 20% продукции через электронные торги, в этом нет ничего страшного. Это даже удобно, ведь сбыт гарантирован».
Если говорить о механизмах продаж, то будущее, считают многие представители отрасли, именно за аукционами. Они применимы для торговли более широким ассортиментом рыбной продукции с индивидуальными характеристиками. Под определение биржевого товара рыбопродукция не очень подходит из-за отсутствия стандартизации по видам и из-за значительного влияния субъективной оценки качества товаракоторая, в свою очередь, сильно влияет на цену, – объясняет «ВиЖ» управляющий группой компаний «Доброфлот» Александр Ефремов. – Аукционная же торговля рыбопродукцией вполне возможна. Для этих целей необходима логистическая инфраструктура, которую мы как раз развиваем. У нас уже есть логистические кластеры в Приморье и Туле. Кроме того, планируем инвестиции в логистику для перевалки рыбы на Камчатке».
По мнению участников рынка, в России будет развиваться гибридный формат «рыбных бирж», но на основе южнокорейского опыта, который уже хорошо знаком отечественным поставщикам. И даже если изначально эти биржи будут ориентированы на экспортные потоки, на них станет ориентироваться и внутренний рынок.
Тем более что бум электронной торговли, вызванный необходимостью самоизоляции во время пандемии COVID-19, уже сегодня приводит к развитию онлайн-торговли рыбной продукцией «С начала прошлого года рост заказов на доставку рыбы составил около 400%, средний чек вырос примерно на 30%. Стали поступать заказы из регионов, чего раньше не было вообще. Около четверти всех заказов поступает от новых покупателей», – сообщил владелец «Рыбной лавки капитана Селедкина» Олег Гугунава.
Необходимость снижения личных контактов делает удобными не только розничные онлайн-продажи, но и оптовые, утверждает генеральный директор ДАРД Сергей Лелюхин.
«Реализация рыбопродукции посредством электронной биржевой площадки в ситуации, вызванной пандемией, является наиболее перспективной, так как повышает оперативность и прозрачность заключаемых сделок. Меньше требуется личных контактов сотрудников предприятий-контрагентов», – говорит он. Кроме того, сокращается число посредников, а это, подчеркивает эксперт, позволяет снижать розничные цены.
Ставка на переработку
Повышение прозрачности – одна из составляющих стратегии по уходу от сырьевого экспорта в рыбной отрасли и развитию производства на территории России. Как говорится в нацпрограмме развития Дальнего Востока, на территориях Приморского и Камчатского краев, Курильских островов появятся промышленные кластеры, которые обеспечат переработку не менее 65% добываемых здесь водных биоресурсов. Тем инвесторам, которые строят береговые мощности по переработке рыбы или высокотехнологичные суда, предоставляется доступ к дополнительным объемам квот на добычу рыбы. На Дальнем Востоке построено уже девять береговых заводов, на очереди еще четыре.
Чем отличается биржевая торговля от аукционов
Биржевая торговля облегчает процесс оптовой торговли и позволяет снижать риски потерь от неблагоприятных изменений цен. Ведется по контрактам на поставку определенных видов товаров по их образцам. Ценообразование чутко к рыночной конъюнктуре. Аукционы, в отличие от биржи, являются не постоянными, а периодически действующими площадками для торговли товарами с индивидуальными свойствами. Продавец назначает стартовую цену товара, и в ходе аукциона она увеличивается до предельного уровня, исходя из платежеспособности присутствующих покупателей.