ВАРПЭ изучила тренды российского рыбного экспорта в КНР
ВАРПЭ завершила анализ экспортных поставок российской рыбопродукции на ключевых рынках сбыта в первом квартале 2023 года.
По данным таможенной статистики КНР, в страну было ввезено около 274,5 тыс. т российской рыбопродукции стоимостью $676,7 млн. В сравнении с аналогичным периодом 2022 года объем импорта в натуральном выражении вырос на 32,9%, в денежном — на 28,4%.
В то же время экспорт в Республику Корея, которая в период китайского локдауна стала транзитным хабом для российской рыбной продукции, сжимается: в натуральном выражении он сократился на 22,1%, до 111,6 тыс. т, в стоимостном – на 13%, до $312,6 млн.
«Снижение экспорта в Республику Корея обусловлено сокращением поставок мороженой рыбы, прежде всего минтая. В то же время рост поставок этой продуктовой категории обеспечил рост экспорта в КНР. Причем разрыв в обоих случаях практически соразмерный. Это говорит о том, что мы возвращаемся к допандемийной логистике экспорта в страны Азии и та продукция, которая ранее шла в Китай через Корею, теперь идет напрямую», — рассказал президент ВАРПЭ Герман Зверев.
По его словам, укрепился и другой тренд — снижение стоимости определенных категорий российской рыбопродукции на основных рынках сбыта, в первую очередь китайском.
Так, при росте поставок рыбы мороженой на 34,2% (до 261,4 тыс. т) их стоимость выросла только на 29,3% ($417,3 млн). Более сложная ситуация с филе и прочим мясом рыбы, включая фарш: при росте поставок на 11,5% (до 3 тыс. т) их стоимость снизилась на 15,7% (до $7 млн). Аналогичная ситуация в секторе ракообразных: при практически двукратном росте экспорта (до 8,6 тыс. т) его стоимость выросла лишь на 39%, до $243 млн.
«В первом квартале отгрузки идут, как правило, по контрактам минувшего года. При этом очевидно, что «исторически успешные» экспортные категории по-прежнему, как и в 2022-м, демонстрируют отрицательную динамику финансовой эффективности на китайском рынке», — считает Герман Зверев.
По его мнению, необходимо реагировать на меняющуюся конъюнктуру, предлагая дистрибьюторам и переработчикам Китая нестандартные решения, и активно искать альтернативные рынки сбыта для снижения риска «диктата покупателя» со стороны китайских покупателей и, как следствие, ухудшения переговорных позиций российских поставщиков. В статье «Российская политика поворота на Восток: проблемы и риски» эксперты МГИМО отмечали, что такие риски возникают из-за того, что КНР стала для России главной альтернативой европейским экспортным рынкам.
Источник: тг-канал ВАРПЭ