Всего один импортёр контролирует половину китайского рынка камчатского краба
По данным таможни страны, с января по июнь Китай импортировал 13 149 тонн российских крабов на сумму 454,8 миллиона долларов, что на 64% больше, чем 8 027 тонн, импортированных в первой половине 2022 года на сумму 307,4 миллиона долларов. Об этом сообщает Undercurrent News.
Однако распределение живых крабов является высококонцентрированным, и один китайский импортер утверждает, что занимает около 50% рынка.
«В первом полугодии наш объем импорта составил около 6500 тонн. Мы являемся крупнейшим импортером, занимая более половины доли российского рынка краба», — Ван Да, самый опытный трейдер в отрасли камчатского краба в Китае, в интервью Undercurrent News во время выставки морепродуктов в Шанхае.
«Я был первым, кто импортировал российских камчатских крабов в Китай. Первая партия камчатских крабов была доставлена судном еще в августе 2015 года», - сказал Ван.
«Раньше для потребления камчатских крабов в Китае часто требовались посредники в Южной Корее и Японии. Однако, выйдя на рынок, я успешно вытеснил японцев и корейцев, открыв путь китайским потребителям к прямому доступу к российским камчатским крабам.
Этот стратегический сдвиг привел к «существенному росту: объем нашего импорта увеличился с первоначальных 500 тонн до текущих 6500 тонн в первом полугодии, - сказал он. - Мы ожидаем, что наш общий объем торговли превысит 10 000 тонн в этом году».
Ван недавно основал в Шанхае компанию WD King Crab, которая в первую очередь занимается распространением камчатских крабов по всей стране.
Компания имеет крупнейшие в Китае предприятия по хранению камчатского краба в Хуньчуне, Цзилине и Хулудао провинции Ляонин.
WD King Crab располагает парком из более чем 50 оснащенных грузовиков с двумя водителями. Эти грузовики отвечают за транспортировку камчатских крабов как на международный, так и на внутренний рынки.
«Наши клиенты — оптовики в крупных городах, таких как Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Шэньчжэнь. Мы в первую очередь обслуживаем оптовиков, а не ресторанную индустрию. Наш процесс включает в себя транспортировку живых крабов с наших складов на северо-востоке Китая на рынок Хуанша в Гуанчжоу. Эта транспортировка на грузовиках занимает несколько дней, и мы можем поддерживать уровень выживаемости более 90% на протяжении всего пути».
Ван отметил, что цены на камчатского краба в этом году ниже, чем в предыдущие годы, главным образом из-за продолжающегося конфликта на Украине и торговых санкций. Более того, произошло увеличение российских квот. Однако он подчеркнул, что во второй половине года цены демонстрируют постепенную тенденцию к росту, что обусловлено предстоящим истечением срока действия многих российских квот в октябре.
Отвечая на вопрос о российской программе инвестиционных квот, Ван ответил: «Если за квоты будет бороться больше российских компаний, это будет более выгодно для нашего китайского рынка. Если только три-пять компаний получат квоты, это приведет к монополии». Ван признал, что рынок камчатского краба в Китае претерпевает дифференциацию.
«В последние годы на рынок камчатского краба вышли многие представители горнодобывающей промышленности и недвижимости. Появляется все больше и больше резервуаров для хранения емкостью 100-200 тонн. По моим оценкам, от восьми до десяти компаний построили свои резервуары для хранения».
Несмотря на это, Ван считает, что его позиция на данный момент непоколебима. «У меня самые большие складские мощности в Китае. Даже если мои складские помещения заполнены, я могу обеспечить трехмесячный запас», — сказал Ван.
«Помимо управления объектами содержания, мы также проводим исследования поведения камчатских крабов, изучая, когда они едят, когда отдыхают и многое другое. Во всей китайской цепочке производства камчатского краба нет ни одной компании, которая достигла бы такого масштаба», - сказал он.
«Импорт в порты Шанхай и Чжэцзян увеличивается, но я не чувствую особого давления со стороны других импортеров. У них нет моих масштабов, поэтому они не составляют мне конкуренции», - заключил Ван.