{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Запрет на импорт морепродуктов из КНДР в КНР поможет борьбе с ННН-промыслом краба в России

5 октября 2017 10:49

Во исполнение резолюции Совета безопасности ООН, Китай с 15 августа этого года ввел запрет на импорт из Северной Кореи железной ряда товаров, включая морепродукты. Запрет касается всех видов морепродуктов, проходящих по коду ТНВД 03 (рыба, ракообразные, моллюски и т.п.), а также консервированных и упакованных морепродуктов, которые идут по кодам 1603, 1604 и 1605.  Введенные меры могут оказать (и уже оказывают) значительное влияние как на ситуацию в КНДР, так и на развитие рыбоперерабатывающей отрасли в приграничной с РФ китайской провинции Цзилинь.  По мнению специалистов Дальневосточного центра региональных исследований, это также может внести немалый вклад в борьбу с незаконным промыслом водных биоресурсов в российских водах и их контрабандным вывозом из РФ. 

Сразу после введения запрета на импорт морепродуктов из КНДР в КНР стали поступать сообщения о резком падении цен на них в Северной Корее и одновременном росте цен в приграничных китайских районах, где местные перерабатывающие предприятия столкнулись с нехваткой сырья. 

По словам китайских бизнесменов, в последние дни перед введением запрета торговцы из КНР пытались ввезти в страну максимальное количество сырья, прежде всего, кальмаров и крабов.  Однако удалось это не всем, и большая часть продукции так и осталась в КНДР, причем морепродукты уже были загружены в машины, но не успели пересечь границу и попросту испортились.  Как отмечается в подготовленном Дальневосточным центром региональных исследований материале «Помогут ли санкции против КНДР борьбе с ННН-промыслом краба и развитию рыбопереработки в России?», в Северной Корее за последние годы было создано множество совместных предприятий в сфере рыбопереработки и торговли морепродуктами.  Многие из них базируются в порту Раджин, куда регулярно поступает рыбная продукция, ввозимая как северокорейскими и китайскими рыбаками, так и небольшими судами под флагом «третьих стран».  Последние зачастую доставляют в Северную Корею продукцию, легальность происхождения которой ничем не подтверждена.  По сути, порты КНДР стали базой для приемки продукции ННН-промысла, незаконно добытой в водах других стран и международных водах. 

Наибольший ущерб от этого несла Россия, поскольку северокорейский порт Раджин стал ключевым пунктом в цепочке поставок нелегально добытых в водах РФ биоресурсов и особенно краба.  После вступления в силу соглашений о противодействии ННН-промыслу, заключенных Россией с Южной Кореей, Японией, Китаем и США, эти страны ужесточили подход к проверке импортируемой из РФ крабовой продукции, в связи с чем одним из каналов поставок нелегально добытого российского краба стала Северная Корея.

Об этом, в частности, неоднократно говорил руководитель Ассоциации добытчиков краба Александр Дупляков, который отмечал, что один из каналов поставок нелегальной крабовой продукции в Китай работает через Северную Корею: «По озвученной информации, только за период с 1 января по 20 мая 2015 года таким образом в Китай было завезено не менее 400 тонн различного нелегального краба (камчатский, синий, стригун, волосатый). Как правило, браконьерское судно заходит в порт Раджин (КНДР), выгружает морепродукт, далее машинами ресурс вывозится в Китай. Часть краба может оставаться какое-то время на передержке в бассейнах в Северной Корее. Весь краб вывозится в город Хунчунь (Китай), далее реализуется по всей КНР. Китайцы, занимающиеся этим бизнесом в КНДР, также иногда стали использовать свой перегрузчик, чтобы браконьерское судно не заходило в порт. Перегруз осуществляется в водах Северной Кореи. Далее по той же схеме: выгрузка, отправка в Китай».

Таким образом, часть поступающей в Китай нелегально добытой в России крабовой продукции завозится или непосредственно через Северную Корею, или имеет северокорейские документы, хотя у России и КНДР есть двустороннее соглашение о борьбе с ННН-промыслом, подписанное 30.01.2012.  По данным китайских таможенных органов, в 2015 году Северная Корея экспортировала в КНР немногим более 1 900 тонн немороженой крабовой продукции (в основном живые крабы) на сумму порядка 25,84 млн долларов. Поставки мороженой крабовой продукции из КНДР в Китай в 2015 году составили 303 тонны на сумму 1,345 млн долларов.

В 2016 году Северная Корея отправила в Китай 5 415 тонн мороженой крабовой продукции на сумму 23.170 млн долларов, став четвертым по значимости поставщиком на китайский рынок и опередив по объему поставок Россию. Таким образом, в прошлом году в КНДР резко выросли объемы переработки краба, при том, что все прекрасно понимают, что такого количества крабов Северная Корея не добывает и даже официально не импортирует. Отсюда следует вполне логичное и естественное предположение, что такие объемы экспорта могут быть обеспечены только за счет поставок нелегально добытого краба.

Как отмечают эксперты ДВЦРИ, эти данные резко контрастируют с показателями китайского импорта мороженой крабовой продукции из КНДР по коду 030614 за период с 2012 по 2015 годы: в 2012 году было поставлено 503 тонны на сумму 1.712 млн долларов, в 2013 году – 170 тонн на сумму 664 тысячи долларов, в 2014 – 580 тонн на сумму 1.861 млн долларов, а в 2015 году – 303 тонны на сумму 1.345 млн долларов.  То есть, поставки мороженой крабовой продукции из КНДР в КНР в 2016 году более чем в 9 раз превысили максимальный годовой объем поставок за предыдущие 4 года, достигнутый в 2014 году. За первые семь месяцев 2017 года китайский импорт мороженого краба из Северной Кореи уже превысил показатель всего 2016 года и составил 6 100 тонн.  При этом российские поставки мороженой крабовой продукции в КНР ограничились всего 650 тоннами, сохранив более чем 9-кратное отставание от КНДР.

Таким образом, можно говорить о том, что поступающий в КНДР нелегально добытый российский краб (в основном, живой) активно используется для переработки и последующего экспорта замороженной крабовой продукции в КНР. Следует отметить, что во многих случаях получателями краба в КНДР являются китайские компании, работающие в специальной экономической зоне Расон, которые либо переправляют его в КНР, либо сначала перерабатывают и отправляют в КНР уже замороженную переработанную продукцию. Учитывая, что ряд китайских компаний, работающих в КНДР, является представительствами или отделениями компаний, зарегистрированных в Китае (в основном в Хуньчуне), выпущенная ими в КНДР продукция вполне может маркироваться как произведенная китайской компанией, зарегистрированной в КНР. Это позволяет легализовать продукцию, произведенную из нелегально добытого краба, и отправлять ее на экспорт как продукцию китайских переработчиков.

Теперь, после введения Китаем с 15 августа 2017 года запрета на импорт морепродуктов из Северной Кореи, этот канал поставок нелегально добытой крабовой продукции должен прекратить свое существование.  По крайней мере, объемы поставок резко упадут, хотя вполне вероятно, что какая-то их часть все же будет поступать в КНР контрабандно.

Источник: Дальневосточный центр региональных исследований

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>