Росрыболовство приступило к подготовке документа по закреплению за компаниями права вылова антарктического криля
Росрыболовство до 30 апреля сформирует список компаний, намеренных вести промысел антарктического криля, для включения их в перечень и закрепления за ними права вылова в конвенционном районе и открытой части Мирового океана в Антарктической части Атлантики. Проект возобновления добычи антарктического криля российскими рыбодобытчиками и строительства крилеловов заложен в Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года. При этом рыбаков – потенциальных участников промысла волнует вопрос закрепления права доступа к ресурсу, так как организация добычи требует больших финансовых затрат, при этом есть высокие риски.
Развитие промысла антарктического криля – это возможность увеличения вылова биоресурсов, возвращение российских рыбаков в отдаленные акватории Мирового океана, создание новой высокотехнологичной индустрии по переработке криля, производству продукции долголетия и здоровья, где используется крилевое масло. Как показывает мировой опыт, именно качественное крилевое масло имеет высокую стоимость и в принципе повышает экономическую эффективность промысла.
Крилевая мука будет востребована для производства рыбных кормов. По оценкам Росрыболовства, потребность отечественной аквакультуры в рыбной муке составляет около 130 тыс. тонн. Мировое производство аквакультуры растет значительными темпами, что обеспечит сбыт крилевой муки не только в России, но и за ее пределами. В то же время крилевый фарш даст высокий ассортимент готовой пищевой продукции.
Этот перспективный для отечественной рыбной промышленности ресурс эффективно и уже почти полностью осваивается современными судами Норвегии и Китая.
Росрыболовство обращает внимание рыбаков, что в перспективе в рамках АНТКОМ существуют риски введения новых ограничений, препятствующих расширению российского промысла криля, поэтому стратегически верно для России, как можно скорее заходить в зону вылова, подать заявку в АНТКОМ на лицензирование хотя бы одного судна. Одновременно необходимо приступить к созданию конкурентного крилевого флота. В связи с этим Росрыболовство ждет информацию от рыбаков о намерении участвовать в добыче криля: сколько судов собираются выставлять и в каких районах. Для гарантий инвестиций в развитие промысла криля Агентство намерено подготовить отдельное постановление Правительства и предложить его для обсуждения отраслевому сообществу.
Что касается вопросов технологии промысла, то разработками готовы поделиться как зарубежные партнеры, так и российские конструкторы.
Представитель чилийской компании Tharos Димитрий Склабос отметил, что специалисты предприятия уже более 30 лет работают с крилем, и опыт позволяет предложить рынку проект, который на данный момент обеспечит конкурентное преимущество российским рыбакам. По его словам, самый экономически эффективный способ организации лова криля – это локализация процесса полного цикла переработки на борту судна во время экспедиции. В результате непосредственно в экспедиции выпускается два вида масла, мука и мясо.
«Сейчас никто не делает масло на борту, оно чистейшее, без растворителя, и делается через два часа после вылова. Инвестиции в процесс – меньше, чем 3% от всей суммы инвестиций. Система производства очень гибкая. На корабле не обязательно производить только масло, мясо является конечным продуктом для пищевого использования», – рассказал эксперт из Чили. Для сравнения, рыбаки Норвегии и Китая производят масло на берегу спустя 4-6 месяцев, теряя качество и время. Чилийская компания предоставила в Росрыболовство подробные данные о проекте. Информация также доступна для заинтересованных рыбопромышленников, нужно просто обратиться в Управление организации рыболовства.
Специалисты Росрыболовства предлагают расчеты стоимости строительства судна и экономики промысла на основании проекта чилийской компании. Инвестиции в крилелов, размером более 100 метров, составят в среднем 150 млн долларов, срок строительства на российских верфях – 3 года, проектный вылов – 100 тыс. тонн в год, с производством полного цикла на борту, выручка – около 100 млн долларов, EBITDA – 39 млн долларов, с выходом на полную мощность на третий год, срок окупаемости – 9 лет, с учетом господдержки (25% компенсации затрат на строительство) – 8 лет.
Концепции развития промысла криля есть и у российских компаний – ООО «БРИСК» и КБ «Восток». КБ «Восток» предлагает проект экспедиционного лова криля «Криль экспедиция»: пять судов-фабрик одновременно ведут добычу весь промысловый сезон, то есть 7-9 месяцев в году, их работу обеспечивают суда снабжения. Представитель КБ уверяет, что финансирование ОКР будет обеспечено за счет федерального бюджета, о чем получено принципиальное согласие Минпромторга в случае наличия реального инвестора, готового строить судно.
По оценкам Атлантического филиала ФГБНУ «ВНИРО» сейчас вылов криля подходит к рекордным объемам, которые осваивались в 70-80-е года прошлого века. Тогда практически весь объем выбирал советский флот. Сегодня промысел ведется в трех районах Атлантики, мировой вылов криля составляет около 430 тыс. тонн, хотя есть возможность расширения добычи.
Антарктический криль – крупнейший источник животного белка морского происхождения. Он является ценным сырьем в пищевой промышленности, производстве комбикормов, фармакологии, косметологии и производстве БАДов. По сочетанию потенциала вылова и потребительских свойств антарктический криль – один из самых перспективных биоресурсов Мирового океана. Рекордный вылов криля в Антарктических водах в объеме 528,7 тыс. тонн достигнут в 1982 году, доля СССР при этом составила 93%. Отечественный промысел криля не ведется с 1992 года и возобновился в малых масштабах в 2009-2010 годах с общим выловом в 17,7 тыс. тонн. На данный момент в добыче криля активно участвуют Норвегия, Китай, Чили, Корея и Украина.
Задача по возобновлению добычи антарктического криля заложена в Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации до 2030 года. Плановый показатель вылова – 450 тыс. тонн.
фото: fish.gov.ru