Власти Бурятии рассчитывают на участие бизнеса в восстановлении популяции омуля
Власти Бурятии рассчитывают на участие коммерческих компаний в решении проблемы сохранения популяции байкальского омуля. О готовности бизнеса к меценатству сообщил временно исполняющий обязанности (врио) главы Бурятии Алексей Цыденов.
"Сейчас мы больше ориентированы на то, чтобы усилить работу по воспроизводству омуля, и в этом направлении есть инвесторы, даже, можно сказать, благодетели, которые готовы совершить гражданский акт, вложить свои деньги в проведение работ по восстановлению омуля без какой-либо отдачи", - сказал Цыденов, уточнив, что речь идет об одной из иркутских компаний - производителе углеводородного сырья в России.
По его словам, "цифра пока не оговаривается, но она будет существенная". "Сейчас они попросили нас предложить конкретные мероприятия, на которые они готовы дать деньги", - сказал руководитель региона. Он также отметил, что запрет на промышленный лов рыбы (планируется ввести с 2018 года - прим. ТАСС) станет серьезным ударом для экономики населенных пунктов в прибрежной территории Байкала. "Плюс у нас есть несколько перерабатывающих заводов, на судьбе которых запрет скажется существенно. <…> Но мы понимаем, что это мера вынужденная", - отметил Цыденов.
Запрет на вылов
Запрет на вылов байкальского омуля будет введен с сентября - октября 2017 года сроком на три года, сообщил Шестаков.
"Запрет мы будем вводить уже по итогам этого года промышленного. Это где-то сентябрь - октябрь 2017 года. Я думаю, что пока на три года", - сообщил он, отметив, что запрет коснется только промышленного рыболовства, любительское рыболовство будет сохранено.
Шестаков рассказал, что ситуация с популяцией омуля достаточно плохая, и что она практически соответствует той, которая была в Советском Союзе, когда вводили запрет на байкальского омуля практически на 13 лет. "Очень сложно сказать, хватит или не хватит запрета на три года. Если не хватит, мы будем, конечно же, дальше продлевать. И, вполне возможно, что закроем потом и любительский вылов, если увидим, что ситуация не меняется в лучшую сторону", - пояснил он.
Ситуация с омулем
Снижение как добычи (по массе) байкальского омуля, так и численности рыбы, заходящей на нерест, наблюдается с 2008 года. По данным Байкальского филиала Госрыбцентра, в 2015 году на нерест в реки бассейна Байкала зашло около 2 млн рыб, тогда как среднее значение за многолетние наблюдения - 4,3 млн, в 2016-м году этот показатель снизился еще больше. В лучшие времена за последние 50 лет бывало, что нереститься заходило до 9,4 млн рыб. По данным Росрыболовства, общая биомасса омуля за последние 15 лет снизилась с 20 тыс. т до 10 тыс. т.
В прошлом году началось обсуждение возможности запрета на вылов омуля. Росрыболовство планирует ввести эмбарго на промышленный лов эндемика с 2018 года. При этом, по данным Байкальского филиала Госрыбцентра, квоты останутся для воспроизводства (на Селенгинском, Баргузинском и Большеречинском рыбоводных заводах - прим. ТАСС), для научного мониторинга за популяцией, коренным малочисленным народам Севера (КМНС) и для культурно-просветительской работы. Кроме того, по словам руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова, разрешенной с ограничениями по объемам и орудиям лова останется любительская рыбалка.