В заливе Анива могут разрешить промышленный вылов 3000 тонн горбуши (фото)
Сахалинская рыбная наука и отраслевые регулирующие органы задумались об открытии промысла лососей в заливе Анива. Об этом руководитель Сахалинского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (СахНИРО) Валентина Жарикова рассказала в ходе совещания областных властей, рыбопромышленников и главы Росрыболовства Ильи Шестакова, которое состоялось в Южно-Сахалинске.
— Залив Анива достаточно сложный и неоднозначный район. Был запрет, наука сделала свою стратегию, где мы ожидаем подходы, тем более была съемка коллег из ТИНРО-центра, они насчитали 2,7 миллиарда молоди. Цифра достаточно высокая, но мы все-таки за то, чтобы нерестилища заполнялись. Но мы также знаем, что в заливе работают заводы, которые также выпускают заводскую рыбу, и она придет. Чтобы заполнить нерестилища, надо 5,2 миллиона штук, по нашим данным, придет 1,6 миллиона дикой, но придет и заводская, — рассказала Валентина Жарикова и заметила, что именно с расчетом на эту "искусственную" рыбу и надеются при открытии промысла.
При благоприятных подходах и в случае готовности местных промышленников к "самоограничениям" в ходе лова, заметила Жарикова, наука готова рекомендовать вылов 3 тысяч тонн горбуши в заливе. Предварительно, промысел в Аниве могут разрешить с 16 июля, до 10 августа здесь предполагается введение пропускных дней. Но в случае низких подходов и недостаточного заполнения нерестилищ добычу здесь могут не открыть вовсе.
С вопросом о перспективах промысла в заливе Анива к отраслевой науке и контролирующим органам (и, конечно же, Илье Шестакову) обратился президент местной ассоциации рыбопромышленников Анатолий Кобелев. Он рассказал, что все предприятия района уже готовы подписать соглашение об ограничении длины неводов 500 метров и заверил собравшихся, что все прекрасно понимают важность заполнения нерестилищ и готовы ограничивать промысел ради этой благородной цели. Но хотелось бы все-таки конкретики — будет промысел или нет, стоит "выставляться" или лучше потратить силы на что-то другое.
— Подписывайтесь, выставляйтесь, но смотреть будем по факту. Если не придет рыба (промысла не будет) — подытожил Шестаков.
Еще одной темой, важной для южного залива, стало регулирование промысла тихоокеанских лососей в районе от мыса Свободный до мыса Анива. Сегодня, уверены анивские рыбаки, именно многокилометровые невода на этом участке не дают рыбе добраться до нерестилищ — горбушу и кету просто перехватывают.
— Делали ограничение в 500 метров в 2016 году, и пришла рыба в Аниву, — напоминает Кобелев. При этом надежды, что промышленники, ведущие промысел на восточном побережье, сами решат "укоротить" невода, у Кобелева нет — они и прежде весьма болезненно реагировали на любые ограничения добычи. Но как-то особенно обсуждать эту тему на совещании не стали — вопрос решили отдать на откуп анадромной комиссии, в полномочия которой входит оперативное регулирование промысла.
Залив Анива сегодня считается на Сахалине "зоной рискованного рыболовства" из-за нерегулярности и нестабильности подходов красной рыбы. В прошлом году промысел горбуши здесь был полностью закрыт. Ранее вопрос промысловой судьбы Анивы в этом году уже обсуждался на уровне областного правительство — посвященное ситуации здесь совещание зампред Анатолий Макоедов проводил в конце апреля. К однозначным решениям о судьбе промысла тогда прийти не смогли.
Лососевая путина на Дальнем Востоке в этом году стартует 1 июня. Отраслевая наука сообщает об ожидаемых выловах в 490 тысяч тонн лососевых. На Сахалине и Курилах надеются на подходы примерно 96 тысяч тонн красной рыбы.
Последние несколько лет стали для заточенных под лосось рыбопромышленников Сахалинской области непростым испытанием — подходы ценной рыбы и, соответственно, выловы в области оказались недостаточно высокими, что даже привело к банкротству ряда предприятий. В прошлом году, например, рыбаки Сахалина и Курил добыли всего 49 тысяч тонн кеты и горбуши, а в 2016-м (из-за особенностей цикла размножения лососей, в их подходах выделяют "четные" и "нечетные" циклы) — около 104 тысяч тонн (что, впрочем, также ниже, чем в 2014-м на 10 тысяч тонн).
Ежегодное сокращение подходов рыбы к берегам Сахалина в последние годы породило целый ряд дискуссий о причинах подобного "кризиса" и череду инициатив об ограничениях и реформировании отрасли.