Росрыболовство и правительство Бурятии рассмотрят необходимость полного запрета на вылов и оборот байкальского омуля (ФОТО)
Такое решение принято на расширенном совещании в Улан-Удэ, которое состоялось 29 марта в рамках рабочей поездки заместителя министра сельского хозяйства России – руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова в Республику Бурятия.
В связи с критическим состоянием популяции байкальского омуля в 2017 году был введен запрет на его промышленный вылов и ограничения для любительского рыболовства. «За это время многое сделано для увеличения объемов воспроизводства популяции омуля, реализуется большая программа по реконструкции рыборазводных заводов, но нужны дополнительные меры», – полагает Илья Шестаков.
Глава Республики Бурятия – председатель правительства Республики Бурятия Алексей Цыденов исполнен решимости обеспечить сохранение биоресурсов Байкала и достатка населения в долгосрочной перспективе: «Мы заинтересованы в том, чтобы максимально эффективно и быстро восстановить популяцию омуля и водные биоресурсы Байкала».
В 2016 году в управление Главрыбвода (находится в ведении Росрыболовства, занимается восстановлением запасов водных биоресурсов) переданы три омулевых рыборазводных завода в Бурятии, пребывавших, без преувеличения, в плачевном состоянии. Главрыбвод планомерно увеличивает объемы искусственного воспроизводства омуля. В 2016 году выпуск мальков составил 55 млн штук, в 2017 году – 91,2 млн штук. В 2018 году на инкубацию заложен беспрецедентный объем икры – 500 млн штук, планируемый выпуск оценивается в 410 млн единиц личинок и молоди.
Причем, на Большереченском и Селенгинском заводах в 2018 году впервые со времен СССР применен экологический метод воспроизводства байкальского омуля, когда две третьих отнерестившейся рыбы выпускаются в естественную среду обитания. Это не менее чем на 20% увеличивает эффективность работ по искусственному воспроизводству. Чтобы ещё больше увеличить закладку икры, Главрыбвод расширит географию и период отлова.
Вдобавок, в 2021 году начнется реконструкция двух заводов, что позволит увеличить фактическую мощность заводов до проектных параметров (более 2 млрд личинок в год), приведёт к сокращению себестоимости воспроизводства омуля и радикально понизит риски гибели заложенной икры.
Рыбаками был поднят вопрос размещения рыборазводного завода на севере Республики, на верхней Ангаре. «Мы проанализируем совместно с наукой и Главрыбводом необходимость дополнительных мощностей в этом районе, и, если убедимся в эффективности такого решения, направим совместно с правительством Республики предложение в Минприроды России, чтобы получить дополнительное финансирование», – заверил Илья Шестаков.
Охрана байкальского омуля в озере Байкал в 2018 году приобрела всероссийский масштаб, было организовано межведомственное и межрегиональное взаимодействие, проводилась просветительская работа в СМИ. За нерестовый период проведено 793 оперативных рейдов, выявлено 603 нарушений законодательства о рыболовстве, в том числе 105 с признаками уголовных деяний. В ходе рейдов изъято 3,5 тонны незаконно добытого омуля, 136 единиц водного транспорта, 47 лодочных моторов и 439 сетей общей длинной 27 км. «Эти показатели в разы превышают показатели работы предыдущих лет», – констатировал врио руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Роман Гармаев. Кроме того, значительно усилена охрана нерестовых скоплений омуля на местах отлова и выпуска, благодаря чему достигнуты рекордные за последние пять лет объемы закладки икры на инкубацию.
Вместе с тем Роман Гармаев обратил внимание на ажиотажный спрос на квоты представителей КМНС, причиной которого могут быть коммерческие интересы. «На сегодняшний день не существует механизмов прекращения торговли байкальским омулем, поскольку вся незаконно добытая рыба реализуется по разрешительным документам, полученным общинами КМНС. Считаем, что полный запрет на продажу омуля станет реальным инструментом в борьбе с незаконным промыслом», – резюмировал он.
Руководитель Росрыболовства отметил, что законность реализации рыбы, выловленной по квотам для КМНС, сомнительная. «Если есть возможность двойного трактования, то вопрос надо отрегулировать. Бизнес – это промышленное рыболовство, а традиционное рыболовство служит для обеспечения традиционного образа жизни общин и пропитания», – напомнил Илья Шестаков.
В связи со сложностью контроля оборота омуля принято решение проанализировать ситуацию с точки зрения введения дополнительных временных ограничений на любительское и традиционное рыболовство. Вопрос будет всесторонне изучен и проработан совместно с правительством Республики. Алексей Цыденов подчеркнул, что в случае установления запрета для сообщества КМНС должны получить денежную компенсацию, соответствующую стоимости квот. «Тогда весь омуль в продаже будет вне закона, и мы перекроем полностью браконьерский вылов», – поясняет глава Республики.
Для принятия этого решения нужен дополнительный мониторинг состояния запаса. «Мы проведем дополнительные исследования, начнём их в этом году», – высказал намерение Илья Шестаков и поручил ВНИРО разработать план мониторинговых исследований, чтобы представить его уже на ближайшем заседании Совета директоров рыбохозяйственных научно-исследовательских институтов.