Баренцево море на востоке загрязнено микропластиком больше, чем на западе
Ученые выяснили распределение микропластика и других загрязняющих веществ в Баренцевом море, проанализировав пробы, взятые в ходе экспедиций Арктического плавучего университета (АПУ). Как рассказал директор Арктического центра Северного Арктического федерального университета (САФУ) Александр Сабуров, анализы показали, что в восточной части количество микропластика больше, чем в западной.
Арктический плавучий университет - это совместный проект САФУ и Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Северное УГМС). В 2019 году состоялось два рейса плавучего университета: первый - на Шпицберген, второй - в Белое и Баренцево моря, в конце года ученые подвели научные итоги экспедиций.
"Было важно сравнить данные, которые мы получили в 2018 году в восточной части Баренцева моря с западной частью, где пробы были взяты в 2019 году. <…> Результаты очень интересные: несмотря на близость Атлантического океана и, соответственно, промышленно развитых стран (на западе Баренцева моря), содержание микропластика в районе Новой Земли на востоке моря и в центральной части оказалось намного выше, чем на западе, и соотносимо с данными по мусорным пятнам в Атлантическом и Тихом океанах", - сказал Сабуров.
Исследователи выдвинули несколько гипотез. Первая: заносу микропластика к берегам Новой Земли способствуют течения Баренцева моря. При этом вытянутый с юга на север почти на 1 тыс. км архипелаг является своеобразным барьером для веток Северо-Атлантического течения. "Вторая гипотеза связана с более активным рыболовством в Баренцевом море, прежде всего в его южной и восточной частях, и более активным судоходством", - сказал собеседник.
В ходе исследований обнаружено, что микропластик имеет разное происхождение: это и результат деятельности в регионе, например, остатки рыболовных сетей, и загрязнения извне - микропластик от автомобильных шин, покрышек.
Микропластик - это мелкие, меньше 5 мм частицы пластика, он накапливается в окружающей среде в больших количествах, особенно в водных экосистемах. Полный цикл и движение микропластика в окружающей среде пока недостаточно изучены, как и влияние на живые организмы, в том числе на человека.
Новые загрязнители
Специалисты Центра коллективного пользования научным оборудованием "Арктика" САФУ проанализировали пробы воздуха, воды и снега, взятые в ходе рейса на Шпицберген, на так называемые новые загрязняющие химические вещества. "Это химические вещества, которые входят в состав крема от загара, продукты хлорирования воды или фармакологические средства, которые распространяются через сточные воды. И они тоже попадают в Арктику", - отметил Сабуров.
Ученые университета разрабатывают методики, чтобы определять эти вещества. Раньше их просто не фиксировали, не было ни оборудования, ни методов определения.
Пробы, взятые на Шпицбергене, оказались достаточно чистыми, но в небольших дозах эти "новые" загрязняющие вещества были все-таки обнаружены. "Что еще раз нам подтверждает то, что процессы индустриальные, происходящие в других регионах, отражаются на Арктике", - сказал собеседник агентства. Разработки методик необходимы, чтобы вести постоянный мониторинг наличия этих веществ.
Риски увеличения судоходства
Специалисты лаборатории арктического биомониторинга САФУ исследуют распространение тяжелых металлов и загрязняющих веществ по пищевым цепям. Стойкие загрязнители имеют свойство накапливаться от звена к звену, и если в микроорганизмах и планктоне их немного, то в рыбе и птице эти вещества аккумулируются и дальше попадают к человеку.
Ученые выявили, что в пробах рыбы, взятых у берегов Новой Земли, стойких загрязнителей и тяжелых металлов немного. "Достаточно низкое количество загрязняющих веществ, по крайней мере, в рыбе. <…> С ростом судоходства, нефте-, газодобычи и их транспортировки совершенно очевидно, что риски повышаются, и ситуация может измениться", - сказал Сабуров.
Сейчас в лаборатории изучают пробы рыбы тресковых пород, взятые в этом году у берегов Шпицбергена.
Микроорганизмы из Арктики
В экспедиции АПУ в 2019 году впервые участвовали специалисты Курчатовского института. Они изучали состав микроорганизмов Северного Ледовитого океана. "Это важно в связи с тем, что в последние годы в Баренцевом и других арктических морях наблюдается смена состава микроорганизмов, есть примеры перехода, которые характерны для более умеренных экосистем", - пояснил собеседник. Пробы брали как в воде, так и с борта судна, который обрастает этими микроорганизмами.
Сейчас ученые выделяют ДНК микроорганизмов. Это важно не только для фиксации, какие виды обитают в Северном Ледовитом океане, но и для их потенциального использования. "То есть для того, чтобы понять, как эти микроорганизмы могут быть использованы, например, для получения новых видов антибиотиков, борьбы с последствиями разливов нефти и так далее", - добавил Сабуров.
Изменение климата океана
Результаты океанологических исследований, полученные в ходе рейсов, АПУ передал в общую базу данных Росгидромета. Там собираются и сравниваются материалы, полученные в разные годы. Таким образом, АПУ вносит свой вклад в большую многолетнюю работу по анализу гидрологического режима и в целом климатической системы Баренцева моря.
"Очевидно, что идет изменение климата, и важно, что оно происходит не столько в атмосфере, сколько в воде. Во-первых, Мировой океан составляет большую часть поверхности Земли, во-вторых - вода, обладая большой теплоемкостью, может вбирать в себя много тепла и впоследствии будет очень долго его отдавать, - заметил директор Арктического центра. - По прогнозам современных климатологов, если мы сейчас остановим всю промышленность, климатические изменения невозможно остановить".
Участники второго рейса АПУ 2019 года проанализировали данные, как ощущают изменения климата жители полярных островов. На Вайгаче люди рассказали, что стало меньше рыбы, позже наступает зимний период в классическом понимании, устанавливается снежный покров. На Сосновце жители отметили, что у них несколько лет подряд нет морошки - ее сдувает ветром.
"Задача проекта - фиксация проблем, вопросов от местного населения к ученому сообществу, каким образом помогать жителям, которые занимаются традиционным природопользованием", - рассказала руководитель отряда САФУ АПУ-2019 Людмила Драчкова. Материалы планируется издать в виде сборника статей.
Планы на 2020 год
Исследования будут продолжены летом этого года. Научная программа пока составляется, но уже сейчас можно сказать, что будут выполнены ставшие традиционными работы по изучению гидрологического режима арктических морей, изучению транзитных переносов загрязняющих веществ, мониторингу состояния окружающей среды Белого и Баренцева морей, исследование биоразнообразия арктических экосистем.
Экспедиция АПУ-2020 пройдет с 17 июля по 3 августа и посетит арктические архипелаги Земля Франца-Иосифа и Новая Земля. Планируется, что в рейсе будут участники из Швейцарии, Китая, Норвегии, Канады и других стран.
В рейсах большое внимание уделяется образовательной программе. САФУ объявил конкурс для российских ученых, которые могут проводить научные исследования в ходе экспедиции и читать лекции. "Приоритет будет отдан ученым, которые себя зарекомендовали как хорошие исследователи, признаны как на российском, так и международном уровне. Помимо исследований, они будут работать со студентами, в том числе читать лекции на английском языке, поскольку у нас экспедиция международная, и основной язык общения - английский, - добавил Сабуров. - Мы приветствует разные научные направления, в том числе новые, которых не было в предыдущей экспедиционной деятельности плавучего университета".
Отдельный конкурс проводится для участников от САФУ. В вузе выберут тех, кто проводит перспективные исследования по арктической тематике.
Для иногородних участников в этом году планируется до начала экспедиции проводить курс по географии российской Арктики. "Мы выявили ряд проблем, о которых тоже Росгидромету докладывали, что ребята, которые обучаются по полярным специальностям в Московском и Санкт-Петербургском госуниверситетах, в частности, имеют очень слабое представление о регионе, в котором им предстоит работать, - сказала Драчкова. - Мы обязательно сделаем предрейсовый этап с веб-поддержкой или полностью дистанционно, когда мы будем обучать теоретическим основам географии Российской Арктики".