Хорошо забытые тунцы в Японском море
С учетом потепления северной части Японского моря, актуальность приобретает рассмотрение возможности промышленного лова тунца, который в России является пока объектом исключительно любительского рыболовства. Тунцы принадлежат к числу ценнейших промысловых рыб Мирового океана. Тунцовый промысел является одним из высокорентабельных направлений мирового океанического рыболовства. Освоение тунцовых ресурсов российскими рыбаками осуществлялось с разной интенсивностью. В водах, омывающих Приморский край, например, в заливе Петра Великого, уже многие годы фиксируется заход тунцов.
На начало XX века тунцы считались одним из перспективных промысловых объектов в водах Приморья.
В 1923 году, по согласованию с Главным управлением по рыболовству и рыбопромышленности Наркомпрода РСФСР («Главрыбой»), владивостокское акционерное объединение «Торговый дом братьев Люри» получило право на занятие тунцовым промыслом в заливе Петра Великого. Из-за недостатка промыслового оборудования и соответствующих навыков особого успеха рыбаки не добились, но периодические заходы тунцов подогревали интерес приморцев к развитию этого направления рыболовства.
Масштабное освоение отечественными рыбаками тунцового промысла началось в 60-е года XX века, и было обусловлено проведением специализированных научно-исследовательских и рыбопоисковых экспедиций в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах.
При этом экспериментальные работы в Японском море не показывали возможность массового рентабельного лова, объем которого соответствовал бы требованиям Продовольственной программы СССР.
Современный мировой промысел тунцов отличается рентабельностью, высокой степенью регулирования со стороны международных региональных рыболовных управляющих организаций, контролируемыми рисками. Это один из наиболее перспективных видов океанического промысла: состояние биоресурсов промысловых видов тунца находится в стабильном состоянии.
Анализ информации «Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых Наций» (Food and Agriculture Organization, сокр. ФАО) демонстрирует, что основные тунцеловные районы включают Тихий океан,
на долю которого ежегодно приходится 70% объема вылова тунцов; Индийский океан (20%); Атлантический океан (9%).
При этом максимальный показатель промысла тунцов отмечен в западной и центральной частях Тихого океана: в 2019 году удельный вес добычи тунцов в этом регионе составил 50% от всего мирового улова: 2,8 млн тонн из 5,6 млн тонн.
Существуют такие разнообразные методы промыслового лова тунца, как: кошельковый, удебный, ярусный лов, троллинг.
Исходя из промысловой статистики, в западной и центральной частях Тихого океана наиболее распространенным способом является кошельковый (удельный вес применения кошельковых сейнеров превышает 70%).
Северо-западная часть Японского моря является для тунца северной границей ареала, куда он мигрирует на нагул в летние месяцы ‒ вслед за своей кормовой базой ‒ сардиной, скумбрией, сайрой, анчоусами и головоногими моллюсками. В водах Приморья и западного Сахалина встречается тунец четырех видов: восточный тунец (синеперый тунец, Thunnus orientalis); полосатый тунец (Katsuwonis pelamis); восточная пеламида (Sarda orientalis); макрелевый тунец (Auxis thazard).
Из перечисленных рыб в российские воды Японского моря чаще всего, особенно в годы потепления, массово заходит восточный тунец, который отличается самыми крупными размерами (длина достигает 300 см., вес ‒ до 540 кг) и устойчивостью к холоду. Эта пелагическая рыба образует промысловые скопления (более 1 тыс. особей на 1 кв. км) при температуре воды выше 14°С.
Другие виды тунца не столь велики, но их вылов рыбаками Приморского края также неоднократно регистрируется в летнее время. Например, в уловах полосатого тунца преобладают особи длиной 50-60 см и массой 3-5 кг. В мировом масштабе это важный промысловый вид, занимающий по объему вылова первое место (более 50%) среди других тунцов.
В настоящее время ловля тунца является дорогим сезонным развлечением, а пойманная рыба ‒ только желанным трофеем рыбалки для жителей и гостей Приморского края*, так как массовая культура потребления тунца на Дальнем Востоке еще не сложилась.
Изменение подхода к лову тунцов – от экспедиционного к мелкомасштабному – делает возможным и организацию его промышленного лова.
Ученые Тихоокеанского филиала ФГБНУ «ВНИРО» («ТИНРО») прогнозируют сохранение тенденции на изменение климата, глубокое проникновение в районы южного, среднего побережья Приморья и юго-западного Сахалина трансформированных субтропических вод, в которых будут складываться благоприятные условия для формирования скоплений тунцов в период нагульных миграций массовых пелагических рыб и кальмаров летом и осенью.
Возможно, в будущие годы российские рыбаки заново освоят практику тунцового рыболовства, а ученые ‒ упростят им задачу, проведя дальнейшие исследования в районе обитания этих рыб.
* По аналитической оценке, суточный вылов тунцов рыбаками-любителями достигает одной тонны.