Итоги расследования экологической катастрофы на Камчатке
В Российской академии наук подвели итоги расследования экологической катастрофы в прибрежной акватории Тихого океана на Камчатке. Ведущие ученые РАН, МГУ, Российского географического общества, научных центров и институтов Дальнего Востока, а также представители Росприроднадзора, Федерального агентства по рыболовству, общественных экологических организаций назвали причиной катастрофы так называемый красный прилив океана.
Участники круглого стола рассказали о результатах научных исследований проб, взятых в акватории Авачинского залива. По словам ученых, проведенные исследования дают основания говорить, что к гибели морских животных привело цветение сложной комбинации микроводорослей, которые производят токсины.
Отсутствие техногенного влияния человека
Как заявила на круглом столе глава Росприроднадзора Светлана Радионова, в ходе расследования было проведено около пяти тысяч исследований и были отобраны сотни проб. Специалисты Росприроднадзора брали пробы в акватории, на полигонах, сооружениях водоканала и ТЭЦ. По словам Радионовой, анализ проб говорит об отсутствии выраженного техногенного характера воздействия на среду обитания гидробионтов и отсутствии вмешательства человека. Радионова отметила, что были обнаружены превышения по некоторым показателям, но они не могли привести к наблюдаемой массовой гибели обитателей моря.
«Да, мы видим превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ, это широко обсуждалось. Да, мы фиксируем это, передаем это в центр губернатору и население оповещаем, но мы не видим техногенной картины произошедшего», — сказала Радионова.
Залповый выброс биогенов и опреснение
По словам заместителя руководителя Федерального агентства по рыболовству Василия Соколова, специалистами было проведено много независимых отборов проб. Несколько параллельных исследований подтвердили версию, которую первыми выдвинули ученые РАН. По словам Соколова, в районе катастрофы наблюдалось сильное волновое воздействие.
«Было два шторма, было сильное выпадение осадков полумесячной традиционной нормы. Большое количество осадков вызвало мощный паводок в реках, который привел к таким залповым выбросам биогенов. И опреснение, что привело в части водорослей их бурное развитие и бурное отмирание. В целом наши ученые полностью поддерживают версию, высказанную и проработанную РАН», — заявил Соколов.
Процессы, которые произошли на Камчатке, случались в регионе и раньше. В этот раз, как отметил Соколов, штормовая погода и превышение месячной нормы осадков поспособствовали росту токсичных водорослей на Камчатке, а затем и их массовой гибели.
Токсичный планктон из Японии
Академик РАН, заведующий кафедрой биоинженерии биологического факультета МГУ им. Ломоносова Михаил Кирпичников в ходе круглого стола заявил, что ученые обнаружили крупные пятна токсичного планктона на Камчатке еще весной, они пришли из Японии. По его словам, ученые наблюдали большие пятна величиной в несколько сотен километров в диаметре. Сначала пятно сместилось на север, на Чукотку, а потом — на юго-восточное и юго-западное побережье Камчатки.
«В августе этого года в районе Чукотки наши сотрудники, которые не имеют отношения к водным ресурсам, обратили внимание на красные волны. Пробы воды были взяты, отправлены на нашу Беломорскую станцию. Позже пробы были отправлены на биологический факультет МГУ, оказалось, что это очень токсичные водоросли», — отметил Кирпичников.
Академик утверждает, что ученые Центра морских исследований МГУ предсказали негативное развитие событий еще в мае, узнав об обнаружении пятна в районе Японии.
«Пробы воды были взяты и отправлены на нашу Беломорскую станцию. И они показали, что на несколько порядков превышена концентрация красных микроводрослей. Известно, что эти водоросли бывают очень токсичными. Старший научный сотрудник кафедры экологии и гидробиологии Татьяна Белевич провела анализ, и выяснилось, что так и есть: это вид водорослей александрум, который очень токсичен», — заявил Кирпичников.
Виновник гибели донных безпозвоночных — токсины рода Karenia
Вице-президент Российской академии наук Андрей Адрианов также заявил, что причиной загрязнения акватории Авачинского залива стали токсичные водоросли.
«Мы можем сказать, что массовая гибель донных гидробионтов произошла в результате воздействия токсинов комплекса видов рода Karenia, представителей динофлагеллят», — сказал он.
По словам Адрианова, ученые проанализировали спутниковые данные, сейсмическую активность и другой массив сведений. Сделанные со спутников фотографии дают основания полагать, что в районе Авачинской бухты шло интенсивное цветение микроводорослей.
«Как показали исследования в академических институтах и анализы независимых организаций по инициативе Greenpeace, нигде не обнаруживались концентрации загрязняющих веществ в таких объемах, которые могли бы вызвать столь массовую гибель донных гидробионтов», — сказал академик.
По словам Адрианова, в результате катастрофы в основном пострадали морские ежи и хитоны — представители донных и беспозвоночных животных. Как показали результаты исследований, они погибли в результате пагубного воздействия цветения токсичных микроводорослей.
«Таким образом, мы можем сказать, что массовая гибель морских животных была вызвана не людьми, а водорослями. На Камчатке и ранее наблюдалось цветение токсичных микроводорослей, но в более северных районах. В этом же году распространение токсичных водорослей стало более обширным и видным очевидцам вблизи населенных пунктов», — заявил в ходе доклада Адрианов.
Глобальное влияние красных приливов
Заместитель директора по научной работе Национального научного центра морской биологии Дальневосточного отделения РАН Татьяна Орлова подтвердила, что к гибели морских обитателей на Камчатке привело явление, которое называют красным приливом. Во время круглого стола Орлова отметила, что после инцидента она заявила с полной уверенностью, что это был типичный красный прилив.
«На второй день после инцидента я заявила с полной уверенностью, что это типичный красный прилив, никаких следов техногенных проявлений не будет обнаружено, потому что вся картина, исторический опыт, наш 30-летний опыт изучения этого явления в Дальневосточных морях, в частности на Камчатке, позволял мне тогда с уверенностью сделать этот вывод», — сказала Орлова.
Вице-президент РАН Андрей Адрианов в ходе круглого стола отметил, что такие масштабные красные приливы в мире получают свои имена, как тайфуны. По словам Орловой, в научной литературе нынешний прилив будут называть «медвежьим» в связи с тем, что медведь является символом Камчатки и Россия в мире также ассоциируется с этим животным.
«Мы сейчас с коллегами в международном пространстве по аналогии с Beer red tide, „Пивным приливом“ (...) , который накрывал с 2013 по 2015 год побережье Аляски, дали имя этому явлению Bear red tide — „Медвежий прилив“», — сказала Орлова.
По словам Орловой, решить проблему красных приливов нельзя, но можно углубиться в понимании механизмов предупреждения этих явлений и уходить от последствий. Ранее она рассказала о случаях цветения микроводорослей, когда гибнут тысячи тонн рыбы, моллюсков и других обитателей. В этом году цветение фитопланктона у берегов Камчатки было беспрецедентным за последние 15 лет, и этот факт подтвержден ретроспективой данных из космоса по хлорофиллу.
Восстановление фауны весной 2021 года
Начальник научно-водолазной группы Беломорской биологической станции МГУ им. Ломоносова Александр Семенов в рамках круглого стола на площадке РАН заявил, что восстановление фауны после массовой гибели морских животных на Камчатке будет проходить в два этапа: этому будут способствовать охлаждение воды и смена поколений гидробионтов после зимы.
«К сожалению, мы действительно наблюдаем значительный замор на глубинах от 3-5 метров до 15-17 метров. В ближайшее время мы будем наблюдать как минимум две волны восстановления. Во-первых, когда вода станет чуть прохладнее, потому что в той точке, где я нырял, вода была 10 градусов. Это очень-очень теплая вода, такой там не должно быть в середине октября. Это одна из причин, по которой водоросли вполне могли развиться в таком количестве», — сказал Семенов.
По словам Семенова, как только вода станет прохладнее, все животные, которые выжили на глубине, скорее всего, поднимутся наверх, на глубину 3-17 метров, где в настоящее время фиксируется сниженное число живых организмов. После этого начнется второй этап восстановления фауны и произойдет сезонная смена поколений гидробионтов.
«Второе — после зимы у нас на все эти освободившиеся камни сядут планктоны и личинки морских ежей, двустворчатых моллюсков и всех прочих. Каждый год в холодных морях российских происходит сезонная смена поколений», — заявил Семенов.