Миграция иваси почти всегда совпадает с историческими переменами
К 6 октября российские рыбаки добыли 328,2 тыс. тонн сардины иваси — всего за пять лет после возобновления промысла эта рыба стала одной из самых облавливаемых в стране. Сейчас ее обгоняют лишь минтай и сельдь, но последняя скоро останется позади.
В рубрике «История отрасли» вспомнили самые яркие вехи российского промысла «самой народной рыбы»:
Золотой век пришелся на 30-е годы прошлого века, когда иваси впервые пришла на смену сельди, ушедшей из дальневосточных вод. С этим периодом связывают развитие в Приморье не только масштабной береговой рыбоперерабатывающей, но и соляной промышленности. В те годы рыбный промысел региона был практически полностью сосредоточен на иваси.
Корреспондент журнала «Смена» так описывал лов: «Вода буквально кипела от привала бесчисленных рун. Сардинку ловили, вернее черпали, ведрами, корзинами и просто руками. Лов проходил в двух шагах от берега и не на кунгасах, а на заехавших в море подводах. Неугомонный шторм и приливные волны выбросили десятки тысяч тонн сардинки на берег». Рыбу решили солить. Например, заводу на острове Попова был установлен план по засолу 21,2 тыс. центнеров из поставляемых на него 50 тыс. центнеров. Но для этого требовалась соль. Поэтому в 1932 году здесь начали создавать центр добычи природного консерванта из морской воды, призванный обеспечивать растущую потребность в переработке.
В 1941 году иваси неожиданно ушла. И в без того трудные времена первый секретарь Приморского крайкома Николай Пегов назвал миграцию катастрофой. Как оказалось позже, причиной стало изменение температуры прибрежных вод: иваси предпочитает воды с температурой от +8 до +20 °C. Сельдь же любит воду похолоднее. Поэтому в периоды ее низких подходов на смену приходит иваси и наоборот.
Вновь это случилось в 1970-х, когда страной руководил Леонид Брежнев. Тогда практически в одно время произошло два очень чувствительных для советских людей события. Обычную селедку за 70 копеек в магазинах заменила иваси за 3,5 рубля, а цены на такси выросли с 10 до 20 коп./км. Тогда появилась острая присказка, которая еще долго ходила в народе: «Ах, спасибо тебе, Леня, за селедку иваси, а еще тебе спасибо за апрельское такси».
Советским властям потребовалась масса усилий, чтобы изменить отношение покупателей к иваси. К вопросу подошли комплексно: цены удерживали дотациями, а любовь потребителя взяли на себя советские маркетологи. Селедка была хорошо знакома советским гражданам, в то время как слово «сардина» отдавало чем-то буржуазно-капиталистическим. Поэтому было принято решение позиционировать новый промысловый объект как вид сельди. Именно тогда был создан первый в истории отечественного рыбного рынка категорийный бренд — «сельдь иваси». Продавалась она везде — и соленой из бочек, и маринованной, и консервированной в банках весом 5 кг.
Распробовав иваси, которая выгодно отличалась вкусовыми качествами от обычной селедки, советские люди полюбили ее. Наравне с килькой в томате, докторской колбасой, советским мороженым и квасом из бочки она стала настоящим символом пищевой культуры Советского Союза. Но в 1991 году вслед за распадом СССР иваси снова мигрировала. Приморский журналист Владимир Ощенко тогда увидел в этом сакральный знак. «Когда на наших берегах рушатся империи и идут войны — иваси ложатся на дно, наступает спокойствие — они возвращаются», — сказал он.
Активный промысел возобновился вновь в 2017–2018 годах: за прошедшие 5 лет он вырос в 4 раза, до рекордных 543,9 тыс. тонн по итогам 2023 года.
Отраслевые эксперты прогнозируют дальнейший рост вылова, но сможет ли он превысить советский рекорд почти в 1 млн тонн, покажет время.
Источник/инфографика: ВАРПЭ