Много ли в Байкале рыбы?
Гидроакустический метод позволил иркутским учёным ответить на этот вопрос. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на vsp.ru.
Недавно опубликованы данные численности и биомассы байкальского омуля, полученные гидроакустическим методом. Работа проводилась по интеграционному проекту, в котором участвовали сотрудники нескольких институтов СО РАН. Но основную работу по тралово-акустической съёмке осуществляли сотрудники Лимнологического института и ООО «ПромГидроакустика». Причём по сравнению с выполненными ранее съёмками более детально обследована вся акватория озера Байкал и получены новые, отличающиеся от данных предыдущих лет результаты.
За тонкостями жизни и развития популяции байкальского омуля учёные Лимнологического института на-блюдают давно. Изучают его предпочтения в питании, поведенческие реакции, особенности миграций и распределения. И время от времени пересчитывают его. Представив себе объёмы уникального озера, нетрудно понять, как это непросто сделать. Много лет учётом и анализом ресурсов байкальского омуля занималась талантливый гидробиолог кандидат биологических наук Наталья Мельник, именно она подготовила к печати обобщённый труд обо всех гидроакустических съёмках, которые проводились на Байкале с 1989 по 2007 год. Монография «Гидроакустический учёт ресурсов байкальского омуля» вышла в свет в 2009 году, когда Натальи Григорьевны уже не стало.
Основная нагрузка по работе с рукописью книги легла на плечи её ученицы кандидата биологических наук Елены Дзюбы. Ей же пришлось организовывать исследования по большому интеграционному проекту, посвящённому гидроакустической оценке динамики популяций байкальского омуля. Елена Дзюба с 1990 года работает в институте, но такого напряжённого рабочего ритма не помнит.
– Почти год ушёл на работу над рукописью книги, – рассказывает она. – Реализуя интеграционный проект, действовали по плану, который наметила Наталья Григорьевна. Она много усилий приложила для того, чтобы на нашем судне «Г.Ю. Верещагин» был создан программно-аппаратный комплекс, позволяющий проводить учёт. Но надо было проверить эту аппаратуру в действии. Здесь мы работали совместно с лабораторией кандидата географических наук Гранина. У него молодые способные ребята, они ходили с нами во все экспедиции, проводили экспериментальные исследования и подготовительные работы к тралово-акустической съёмке.
Готовились к первой экспериментальной экспедиции обстоятельно: закупили эхолот, новый трал, оснастились как следует. Как всегда, возникла проблема с финансированием, поэтому вместо научного (более дорогого) эхолота купили рыбопоисковый. Это потребовало от наших гидрофизиков определённых усилий: данные, полученные с эхолота, надо было экспортировать в программы для последующей обработки. И, естественно, этот комплекс должен был быть апробирован совместно с действующей лицензированной рабочей системой. Таковой стал программный комплекс «Аскор» из Петрозаводска, который был разработан кандидатом технических наук Андреем Дегтёвым и в настоящее время запатентован. Дегтёв дружил с Натальей Мельник и, войдя в наше положение, согласился приехать со своей системой для проверки работы обоих комплексов.
На судне «Г. Титов» учёные в 2010 году провели калибровку акустических систем и показали, что программно-аппаратный комплекс Лимнологического института вполне соответствует всем требованиям и позволяет получать адекватные данные. В то же время были проведены экспериментальные работы по определению отражательной способности байкальского омуля от его длины для оценки биомассы омуля в озере Байкал. Живые экземпляры омуля разного размера помещались в садок на акустической оси антенны, и проводились измерения гидроакустическими комплексами. На основании всех параметров было выведено уравнение, которое применялось при учёте омуля в 2011 году. В подобных экспериментальных работах ранее использовались рыбы, пойманные на удочку, которые, как ни старались их не травмировать, часто погибали или вели себя неадекватно. На этот раз учёные пошли другим путём: обратились на Большереченский рыбозавод с просьбой предоставить нам рыб из ловушек, которыми отбирают производителей для инкубации икры на заводе. Такая рыба активна, готова к нересту и к тому, чтобы преодолевать препятствия, следовательно, способна выдержать транспортировку и манипуляции при экспериментах.
Тралово-акустическая съёмка проводилась с борта научно-исследовательского судна «Г.Ю. Верещагин». Всего выполнено 20 тралений на разных горизонтах в различных районах Байкала. Результаты использовались для определения размерно-весового соотношения и популяционного состава байкальского омуля по районам, а также для расчёта среднего значения его биомассы.
В книге есть все данные учётов с 1989 по 2007 год. Наша съёмка отличалась тем, что озеро изучалось наиболее обстоятельно. Это самая подробная съёмка из всех предшествующих, и выполнена она была с учётом их опыта. В частности, использовались достаточно оптимальные сроки – сразу за сходом льда, чуть позже вода прогревается и омуль уходит в прибрежье, где есть другие виды рыб, так что вычленить среди них омуля сложно.
Выявлено, что численность и биомасса омуля по акватории озера Байкал распределены неравномерно. Скопления омуля с плотностью выше среднего занимают не более четверти обследованной площади, но содержат почти две трети рыбных запасов.
Подтвердились выводы о том, что значительная часть популяций байкальского омуля находится над глубоководными зонами озера, которые ранее не учитывались сетными методами. Это объясняет увеличение биомассы по данным тралово-акустического учёта.
Считалось, что общий объём омуля – 25 тысяч тонн, наша же съёмка показала 31,6 тысячи. Во всяком случае, омуля не стало меньше – в этом мы убеждены.