На юге Сахалина закрывают четыре участка промышленного лова лосося
С 28 по 30 августа вводится ограничение на четырех участках промышленного лова лосося. Такую настоятельную рекомендацию дали специалисты СахНИРО на очередном заседании областной комиссии по добыче анадромных видов рыб. Лососю, говорят ученые, надо дать возможность максимально заполнить естественные нерестилища.
Зашить ловушки и поднять центральные крылья ставных неводов наука предлагает на четырех участках побережья: от мыса Тихий до реки Вяз, от Вяза до мыса Свободный, от Свободного до Анивы и от Анивы до Крильона. Пойти на такие крайние меры и ограничить рыбакам лов науку заставляют обстоятельства: лосось плохо заходит в нерестилища.
Рыбопромышленники в панике — ловить на юге осталось максимум 10 дней. Дальше подходов лосося можно не ждать: большой рыбалки не будет. Впрочем, сроки все-таки удалось чуть-чуть сдвинуть в пользу рыбаков. Изначально СахНИРО настаивало на катастрофичной пятидневке — закрыть участки предлагали уже с 25 августа. Но в ходе заседания члены комиссии вышли на компромисс. Правда, дался он с боем. Запретительные меры обсуждали на повышенных тонах. Пару особо эмоциональных рыбаков пришлось удалить из зала. У них свое мнение: нерестилища заполнены, а сведения науки об их пустоте, мягко сказать, надуманны.
На весах путины сошлись две правды. Или представления о ней.
— Какие цели вы преследуете? Вы же просто развязываете руки браконьерству! Пока мы будем простаивать, они будут массово ловить. Где официальные данные о том, что нерестилища не заполнены? — сыпались вопросы рыбаков на специалиста СахНИРО.
Наука ничего не знает, уверены промысловики. Дальше своих кабинетов ученые не выходят, а поэтому давать рекомендации не могут. Прогнозы взяты с потолка, методики и цифры — тоже. Хотя, казалось бы, возмущаются рыбаки, чего проще — проехать по нерестилищам и посмотреть, как заходит рыба.
— В своих рекомендациях мы опираемся на данные актов обследования "Сахалинрыбвода" и на результаты наблюдения наших научных сотрудников, которые выезжают на места и смотрят, — отвечает представитель СахНИРО.
— Сколько речек Долинска вы обследовали? Покажите документы, сколько обследовали, чтобы дать такую рекомендацию! — не унимается представитель ассоциации рыбаков Долинска.
— Все документы в "Сахалинрыбводе", — парировала наука.
Правда, представитель "Сахалинрыбвода", который тоже присутствовал на заседании, чуть раньше озвучил: сосчитать рыбу невозможно — реки мутные.
— Заполнение нерестилищ залива Анива низкое, — настаивали в СахНИРО — менее 15%, Это данные на 15 августа. Более свежих данных не поступало.
— 10 дней обследования не было! На каком основании вы рекомендуете закрыть водоемы? — недоумевали рыбаки. — Вы должны опираться на объективные данные, которые говорят о том, что рыба в районе есть. Реки, которые вы закрываете, заполнены.
— Это ваши слова, а не объективные данные, — настаивал представитель СахНИРО.
— Осталось 10 дней, дайте ловить! — сыпались угрожающие мольбы.
Из препирательств становилось ясно: как ограничения могут помочь заполнению нерестилищ, наука толком объяснить рыбакам не может — данных нет, но запрещать лов настойчиво продолжает. Видимо, на всякий случай.
— Люди, которые дают рекомендации, должны нести ответственность за свои слова, — облек в слова общее мнение собравшихся постоянный модератор комиссии по анадромным Игорь Быстров.
На следующем жарком заседании рыбный зампред предложил науке отчитаться о своих прежних рекомендациях, которые не лучшим образом сказываются на эмоциональном состоянии рыбаков: о введении заморного периода и уже введенных ограничениях промысла. Члены комиссии хотят знать, насколько эффективными оказались эти меры и как они повлияли на заполнения нерестилищ.
Руководитель Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства на финише раскаленного от всеобщего недовольства заседания предложил, поскольку противиться науке все равно бесполезно, компромиссное решение: ввести ограничение на вылов не с 25, а с 28 числа по 00:00 часов 30 августа. На том и завершили.