О перспективах промысла Корфо-Карагинской сельди в путину 2019 года
С 1 ноября в Карагинской подзоне стартовала сельдевая путина. Ученые Камчатского филиала Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии (КамчатНИРО) приступили к мониторингу промысловой обстановки.
Всего в 2019 году в Карагинской подзоне промышленникам предстоит освоить 46,4 тыс. т сельди, при этом около 1,2 тыс. т уже добыто в январе этого года, когда правилами рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (п. 28.2 а), также как и в ноябре–декабре, в районе разрешен ее специализированный траловый промысел.
Учитывая важное промысловое значение Корфо-Карагинской сельди, мониторингу состояния ее запасов всегда уделялось повышенное внимание. Как рассказал заместитель руководителя филиала, и.о. зав.лабораторией морских рыб, к.б.н. Александр Варкентин, в апреле–мае проводятся авиаучетные наблюдения на нерестилищах сельди, в ноябре–декабре — исследования на промысловых судах в период специализированного тралового лова.
- Первый вид исследований позволяет получить данные о площади нерестовых участков сельди, плотности кладок икры и ее количестве, смертности эмбрионов, величину нерестового запаса, - говорит Александр Иванович, - такие исследования специалистами «КамчатНИРО» были успешно проведены в апреле–мае этого года. Второй блок исследований поставляет данные о промысловой обстановке, величине уловов на единицу усилия, размерно-возрастной структуре промыслового запаса сельди. Эти сведения до конца года будут собраны сотрудником «КамчатНИРО» Калугиным Алексеем на БАТМ «Сергей Новоселов» (Колхоз им. В.И. Ленина). В настоящее время судно уже находится в районе промысла и приступило к добыче сельди.
Получаемые в результате перечисленных исследований сведения служат входными данными для оценки текущего и перспективного состояния запасов, определения ОДУ Корфо-Карагинской сельди методами математического моделирования.
По многолетним наблюдениям известно, что направление миграций, распределение скоплений сельди и сроки их появления в районах промысла определяют метеорологическая и гидрологическая обстановка.
Согласно прогнозу, выполненному Международным институтом климата и населения (IRI, США), на акватории юго-западной части Берингова моря в осенне-зимний период велика вероятность (более 80%) развития термических условий по сценарию, характерному для «теплых» лет. Так, отклонения от нормы в районе Карагинского и Олюторского заливов для периода октябрь – декабрь достигали 0,5 °С.
Интенсивный прогрев поверхностного слоя вод, в котором преимущественно и происходит нагул сельди, а также наличие положительной аномалии температуры поверхности воды может привести к тому, что нагульная миграция рыб, их осенняя откочевка от берега и образование устойчивых промысловых скоплений затянутся и начнутся позднее обычного — ориентировочно в середине ноября. Это, в свою очередь, приведет к сокращению промыслового времени. Кроме того, «теплые» условия в ноябре могут способствовать тому, что сельдь будет продолжать питаться, а, следовательно, качество добываемого сырца будет хуже, чем в декабре.
Учитывая наблюдающееся в настоящее время плавное снижение запасов Корфо-Карагинской сельди, следует ожидать, что в предстоящую путину уловы на единицу усилия не будут превышать показателей 2018 г.: 85–90 т/судосутки — для судов типа БАТМ — и 55–60 т/судосутки — судов типа «Стеркодер».
Основу уловов составят особи в возрасте 6+–9+ лет длиной 27 и более см. На их долю может приходиться более 50% уловов в численном выражении.
Справочно
Промысел тихоокеанской сельди в Карагинской подзоне базируется на ресурсах Корфо-Карагинской популяции этого вида. Свое название она получила по наименованию заливов (Корфа и Карагинский), где расположены её основные нерестилища. Более известное название этой популяции — Олюторская — и связано оно с одноименным заливом Олюторский, который является одним из основных районов добычи сельди в осенне-зимний период.
В отличие от рыб других популяций этого вида в пределах ареала, например, восточноберинговоморской, охотской, гижигинско-камчатской, Олюторская сельдь характеризуется большими значениями длины и массы, упитанности и жирности в одновозрастных группах. Благодаря особым вкусовым качествам она по праву считается кулинарными брэндом, пользуется неизменным спросом на рынке.
Эксплуатацию ресурсов Корфо-Карагинской сельди начали со второй половины 1930-х годов. В первые 20 лет существования промысла уловы нарастали весьма медленно. К концу 1950-х — началу 1960-х гг. при использовании траловых орудий лова уловы сельди достигли исторического максимума, соответственно, 100–260 тыс. т. Начиная с 1970 г., после введения запрета промысла, на протяжении долгого периода существовал ограниченный, щадящий режим лова. К 1998 г. запас достиг максимальной величины и составил 1272 тыс. т, а вылов ― 152,2 тыс. т. Далее из-за нерационального промысла и отсутствия в популяции урожайных поколений и запасы корфо-карагинской сельди резко снизились, что привело к введению в 2005 г. очередного запрета на ее промышленный лов. Изъятие сельди было возможно только в качестве прилова при промысле других видов рыб в Западно-Беринговоморской зоне, а также во время проведения научно-исследовательских работ. В 2011 г. закончился очередной период запрета промысла корфо-карагинской сельди, а уже в следующем — 2012 г. — ее вылов увеличился почти в 9 раз и достиг максимального за последние 15 лет значения — 90,4 тыс. т. Далее в связи с сокращением ресурсов этого вида вылов постепенно уменьшался и в 2018 г. было добыто около 33,8 тыс. т (освоение ОДУ — 68,8%).