Почему балтийской трески стало меньше, и она заметно похудела
- По мнению эксперта Морского рыбацкого института в Гдыне профессора Яна Харбового, треска за последнее время стала более мелкой и худой, в среднем на 30 процентов по сравнению с тем, какой она было пятью годами ранее. Потому что концентрации шпрота, которым она питается, переместились в северную Балтику, - сказал заведующий лабораторией Балтийского моря АтлантНИРО Игорь Карпушевский.
Треска, которая обитает в водах южной Балтики, между Польшей и Швецией, по необъяснимым причинам не переместилась следом, а осталась тут, без главного источника пищи. Худая и мелкая треска, в свою очередь, является причиной того, что рыбаки не вылавливают всего лимита. Им просто это невыгодно, поскольку цена на такую рыбу упала. Ответственны ли за ухудшение состояния трески большие суда - неизвестно. Такой вылов осуществляется уже последние 20 лет и это обстоятельство значительно не повлияло на состояние популяции. Однако польский профессор считает, что на Балтике такие суда не должны вести промысел. Это маленькое море, оно должно быть доступно лишь для небольших судов.
Так вот, я полностью разделяю мнение профессора Харбового, уточню лишь, что подобная ситуация уже наблюдалась в начале 2000-х годов. Тогда запас трески восточной части Балтики упал до критически низких значений. Международный совет по исследованию моря (ИКЕС) рекомендовал сокращение или даже приостановку промысла этого вида биоресурсов. И прибалтийские страны, включая Россию, снизили свои квоты на вылов трески. В итоге наметилась тенденция к росту запасов, и квоты на вылов постепенно начали увеличиваться. Но в последнее время биомасса трески начала снижаться, а сама рыба мельчать. Поэтому промысел стал малорентабельным. Как следствие, ИКЕС вновь рекомендовал прекращение промысла трески в 2020 году.
Зато ситуация со шпротом и салакой стабилизировалось. Запасы этих видов рыб находятся на достаточно высоком уровне, что позволяет вести их эффективный промысел. Сходная ситуация и с речной камбалой.
Безжизненные зоны
- Треска предпочитает холодную, соленую с относительно высоким содержанием кислорода воду. В Балтийское море такая вода поступает через проливы из Северного моря. Такие затоки воды или, как еще их называют, адвекции мы наблюдаем постоянно. От их объема, частоты и качества во многом зависит и состояние популяции трески. Последние адвекции были слабыми и кратковременными. И условий для успешного нереста и развития икры не было. Это основная причина. Повлияли и другие факторы, в частности, деятельность человека. Экологическая нагрузка, а особенно на море в таком густонаселенном и технически развитом регионе, не может не оказывать негативного воздействия на всю биотическую структуру Балтики. Кислород, содержащийся в поступающей в Балтийское море североморской воде должен бы содействовать успешному нересту трески. А вместо этого он расходуется на окисление содержащейся в воде в больших количествах органики. Растут зоны с полным отсутствием кислорода и наличием сероводорода, то есть совершенно безжизненные.
Необходимые ограничения
- Отечественные Правила рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна направлены на сохранение и рациональное использование биологических ресурсов моря. Сродни этому документу существует и ряд законодательный актов Евросоюза с той же направленностью. ЕС и Россия стараются придерживаться рекомендаций ИКЕС по возможным объемам вылова видов рыб.
После исследований, в том числе и совместно с иностранными коллегами, мы пришли к выводу, что требуется значительное снижение в 2020 году объемов квот на вылов трески. И рыбаки нас поддерживают, поскольку современный рыбак - это думающий о своем процветании менеджер. Без точного расчета своих потребностей и возможностей рентабельное ведение промысла не осуществимо. Аналогичная тенденция с сокращением промысла восточно-балтийской трески просматривается и в странах Евросоюза. И можно не сомневаться, что ЕС снизит пресс на треску с заделом на будущее. Они тоже умеют считать деньги.