Почему Север рискует остаться без муксуна
Примерно за десятилетие популяция ценнейшего вида северной рыбы, которая водится в реках Сибири, – муксуна – катастрофически сократилась. Сейчас вылов его разрешен только для научных исследований. Ученые пытаются восстановить численность искусственным путем, но пока этого недостаточно. Ситуация усугубляют браконьеры, которые способны полностью уничтожить популяцию северной рыбы.
На восстановление уйдут годы
В 2007 году естественный замор рыбы в Обской губе привел к стремительному сокращению популяции муксуна. Ценная рыба оказалась на грани выживания.
«Обская губа - это место зимовки всех основных нерестовых видов рыб, включая муксуна. Река вскрылась очень поздно, она долго простояла подо льдом, и у рыбы началось кислородное голодание. Большая часть муксуна – 10 тысяч тонн - тогда погибла», - сообщила начальник отдела контроля за воспроизводством водных биологических ресурсов и регулирования рыболовства Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Любовь Охман.
По словам ученых, искусственно восстановить популяцию муксуна быстро не получится – на это потребуется не менее пяти-семи лет интенсивной работы. Сейчас для воспроизводства не хватает маточных стад. Того количества рыбы, которая заходит на нерест недостаточно, чтобы восполнить популяцию, а стада, созданные в садках и бассейнах, в настоящее время слишком малы.
«Жизненный цикл этого вида в обском бассейне длится около десяти лет. Это реальный срок, за который могут произойти ощутимые изменения в запасах муксуна. Учитывая огромные потребности бассейна в посадочном материале, речь идет о сотнях миллионов жизнестойкой молоди муксуна», - подчеркнула заместитель директора по науке Госрыбцентра Яна Капустина.
«Детский сад» для мальков
Специалисты по рыболовству прилагают немалые усилия, чтобы решить проблему и увеличить популяцию муксуна. Так, на научно-производственном участке Госрыбцентра «Волково» была разработана уникальная технология экологического метода сбора икры. Ее суть в том, что рыбы нерестятся в специальных устройствах самостоятельно, без вмешательства человека, как на естественном нерестилище. Рыбовод собирает уже оплодотворенную, готовую к инкубации, икру. Производителей после нереста при такой технологии возвращают в родную среду – в реку. Они придут на нерест в будущем.
Другой аспект технологии – выращивание из только что выклюнувшихся личинок жизнестойких мальков. Для Обь-Иртышского бассейна с его колоссальной потребностью в посадочном материале наиболее подходящим считается массовое выращивание молоди муксуна в пойменных озерах-питомниках. Площадь временных водоемов, заливаемых в весенне-летние паводки в сибирской реке - 70 тыс. км2. Если на озере поставить гидротехническое сооружение, позволяющее удерживать паводковую воду до нужного момента, то получится настоящий «детский сад» для мальков муксуна.
Технология имитирует процесс, к которому сиговые приспосабливались миллионы лет и учитывает экологию их воспроизводства. В результате, выращенная фактически в естественных условиях молодь, знает, как добыть пищу и от кого спрятаться. Выпущенные в реку имеют больше шансов вернуться в родную реку, запомнив путь домой и дать здоровое потомство. Этот способ выращивания в тюменском регионе отрабатывается более 30 лет. Он позволяет выращивать сотни миллионов мальков.
«Чтобы двигаться вперед, не терять драгоценное время и деньги необходимо решать проблему массовых маточных стад, а за счет строительства пойменных озер-питомников и приспособленных пойменных озер удовлетворять потребности бассейна в массовом пополнении. Процесс инкубации икры муксуна благодаря полувековой работе тобольских рыбоводов хорошо отработан», - говорит Яна Капустина.
Уникальный опыт решения проблемы представил Собский рыбоводный завод, расположенный на Ямале. Там планируют получать и собирать посадочный материал не только для собственных нужд, но и для снабжения им других участников рынка по воспроизводству сиговых видов рыб. В 2018 году здесь будет создана база по сбору. В сентябре-октябре рыбу будут ловить и сортировать, затем будет следовать передержка рыбы в более холодной воде. При падении температуры происходит отдача половых продуктов, и живые производители выпускаются обратно в водоем.
«Сейчас на предприятии формируется маточное стадо муксуна, насчитывающее 16 тысяч производителей. От них уже в 2019 году планируется получить первую икру для закладки на инкубацию. Процесс не быстрый, но торопиться тут просто нельзя. Специалистам завода потребовалось немало усилий, чтобы произвести процесс отладки оборудования», - рассказал директор Собского рыбоводного завода Данил Эльтеков.
Схемы браконьеров
При этом все старания ученых и специалистов по рыбоводству могут стать напрасными, если не будет решена одна из главных проблем рыбной отрасли – браконьерство. Сегодня кроме естественных природных причин именно браконьеры представляют наибольшую опасность для ценной рыбы.
Ежегодно в северных регионах регистрируются сотни нарушений, связанных с незаконным ловом. В ЯНАО за 2016 год было зафиксировано более 700 правонарушений, в 2017 году – более 450, а с начала 2018 года их уже выявлено более 200. В Югре в 2016 году было зарегистрировано более 1200 нарушений законодательства, в 2017 году – более тысячи, за первое полугодие 2018 года – около 400.
В период навигации в Обской губе экипажи теплоходов скупают у местного населения Ямала в районе мыса Чугорь, мыса Круглый, поселков Антипаюта и Гыда и села Мыс Каменный незаконно добытые сиговые и осетровые виды рыбы и по Оби перевозят в Югру или Тюменскую область. Там рыбу перегружают в железнодорожные вагоны или автомобили и транспортируют дальше.
«Охрана водных биоресурсов на акватории Обской и Тазовской губ возложена на пограничное управление ФСБ России по западному арктическому району. Нижнеобское ТУ Росрыболовства не имеет полномочий по осуществлению контрольно-надзорных мероприятий на указанных эстуарных водоемах», - рассказал врио Нижнеобского ТУ Росрыболовства Иван Матаев.
По его словам, наиболее крупное нарушение произошло 9 февраля 2018 года. Сотрудники Госконтроля по ЯНАО совместно с полицейскими Лабытнанги на 9 км Ханымейского шоссе остановили два частных вездехода. При досмотре транспортных средств было обнаружено и изъято 2 256 штук муксуна, предположительно добытых незаконным образом. Ущерб составил 947 520 рублей.
Впрочем, иногда в криминальных схемах задействованы и сами стражи правопорядка. Так, в 2016 году было заведено уголовное дело на заместителя начальника ОМВД России по Ямальскому району. По данным УМВД по ЯНАО, полицейский с декабря 2015 года по январь 2016 года организовал незаконное приобретение рыбы жителями района. В частности, он контролировал перевозку и сбыт тонны ценной рыбы, в том числе мускуна. За это полицейский получал вознаграждение.
«Браконьерство – это одна из серьезнейших проблем на сегодня. Бездумный лов рыбы может причинить огромный вред популяциям северной рыбы. Вылов даже одного взрослого поколения рыбы способен очень ощутимо подорвать всю популяцию», - заявила Яна Капустина.
Понимая всю опасность незаконной добычи рыбы, регионы тюменской «матрешки» решили бороться с проблемой сообща. В конце июля врио губернатора Тюменской области Александр Моор заявил, что для сбережения ценных пород рыбы будет создана рабочая группа.
«Необходимо сделать все возможное для восстановления популяции муксуна, чтобы в перспективе объемы вылова не только вернулись к показателям 1981 года, но и увеличились», - подчеркнул Александр Моор.
Идею поддержали главы Югры и Ямала.
«Работа по сбережению и восстановлению рыбных запасов требует объединения усилий. И мы, учитывая долголетний опыт сотрудничества, готовы к такому объединению», - заявила губернатор Югры Наталья Комарова.