Праздник первой осенней кеты прошел в Хабаровском крае
Ежегодно проводится праздник первой кеты — основы этнического питания коренных народов Приамурья. Будет кета в Амуре, будут живы и амурские народы. Вычерпают рыбопромышленники и промышленные браконьеры, придет конец уникальной речной цивилизации.
Праздник это рыбы — это напоминание о том, как в недалеком прошлом, когда летняя кета беспрепятственно поднималась на нерест по Амуру, нанайцы встречали Новый год в день летнего солнцестояния.
Праздник называли женским, так как после него начиналась путина, и именно женщины брали на себя основную нагрузку по переработке улова.
Хоть труд рыбаков и тяжел, но главное — переработать, заготовить ее столько, чтобы хватило до следующего хода лосося на нерест. Это требовало и упорства, и знаний. Мужчины занимались ловлей, а женщины — заготовкой рыбы.
Кету пластовали на тонкие пластины и вялили на солнце — так готовится до сих пор юкола. У каждой хозяйке свой рецепт. Юкола для амурских народов — больше, чем для русских хлеб. Когда еще не была уничтожена в советское время уникальная амурская лайка, квасили для нее хребты и головы в глубоких ямах. В ход на Амуре шла вся рыба, ничего не выбрасывали.
Сегодня летняя кета практически исчезла, а осенняя кета, так называемая «осененка,» тоже встречается редко. Вот и придумали культпросветработники «Праздник первой кеты» или по-нанайски «Боло давани аня». Прошел он на территории Межпоселенческого центра нанайской культуры в национальном селе Джари Нанайского района.
Ранее осенняя кета начинала миграцию в устье Амура 26 августа. Если поймали несколько хвостов нанайцы к середине сентября этого года и то хорошо. Это уже традиция.
На праздник был организован конкурс «Айсима согдата» («Золотая рыбка») и выставка национальных блюд из рыбы. Женщины приготовили пельмени — бианси, нанайскую халву — таксу, красную икру и салат из рыбьих желудков. Нанайцы удивительно радушные люди, гостеприимные. Последнюю рубашку гостю отдадут.
Зрители наслаждались выступлениями творческих коллективов в программе «Ботамди дярини» («Песня рыбака»). Также прошел мастер-класс по изготовлению сувениров из рыбьей кожи.
В конкурсе «Айсима согдата» участвовали шесть команд из сельских поселений. Программа мероприятий включала обряд очищения «Иличиори,» кормление хозяина водной стихии Тэму, соревнования в традиционных видах спорта, мастер-классы по декоративно-прикладному искусству с использованием природных материалов, дегустацию ухи.
Особенностью праздника стали соревнования по разделке рыбы, в которых свое мастерство показали как нанайцы, так и русские участники.