Приоритет естественного нереста
Начиная с середины августа, когда в нерестовые реки восточного Сахалина неудержимо устремилась нагуленная в океане горбуша, а затем и кета, перед участниками промысла с нарастающей остротой чётко обозначился вопрос заполнения нерестовых рек, которые воспроизводят эту ценную рыбу.
Причём задача эта очень ответственная. Грамотное ее решение — залог успешного и устойчивого рыболовства на перспективу. Именно с этой целью областная комиссия по регулированию добычи анадромных видов рыб с учётом реальных потребностей естественного и искусственного воспроизводства корректирует процесс прибрежного промысла, обеспечивает его рациональность. Члены комиссии буквально на каждом своём заседании интересуются динамикой заполнения рек нерестовой рыбой.
Сейчас в реки активно подходит кета и важно, регулируя промысел, выдержать нужные пропорции производителей в реках и на забойках. Приоритет естественного нереста для поддержания численности дикого лосося неоспорим. Это своего рода постулат для рыбаков, а тем более для рыбоводов, которые должны через заграждения забоек пропускать на нерестилища необходимую часть рыбы.
Процесс заполнения лососевых нерестилищ контролируют ихтиологи, отслеживает наука. И только при наличии обоснованных научных рекомендаций областная комиссия по анадромным принимает те или иные решения, корректирующие добычу.
На заседании комиссии 26 сентября вновь рассматривался вопрос об установке рыбоучётных заграждений на водных объектах Сахалинской области. Повестка продиктована настоятельной просьбой руководства ЗАО "Курильский рыбак" установить РУЗы на ряде нерестовых рек острова Итурупа. По наблюдениям и прогнозам там ожидается подход крупных скоплений кеты. Заявление курильчан члены комиссии удовлетворили большинством голосов. Но, подчеркну, с четвёртого "заезда". На трёх предыдущих заседаниях вопрос не прошёл по причине слабого заполнения нерестилищ. Зато на сей раз анадромная комиссия почти единодушно дала добро на установку РУЗов сразу на пяти реках и ручьях острова с правом изъятия рыбы в целях предотвращения заморных явлений. Это решение комиссии регламентирует специализированную добычу лосося РУЗами на водоёмах с частными рыбоводными заводами и государственными ЛРЗ, находящимися во временной аренде.
На этом фоне вызывает интерес ситуация, сложившаяся на реке Таранай, где расположен довольно мощный лососевый рыборазводный завод федеральной формы собственности. По информации директора Владимира Романчука, коллектив предприятия уже заложил на инкубацию плановые 17 миллионов штук икры горбуши и около 8 миллионов кеты при госзадании 9,3 миллиона. При этом рыбоводы, как и положено, пропускали рыбу за подпорную плотину в нерестилища верхнего бьефа реки. Ведь там, в естественной среде, воспроизводится потомство 80 процентов дикой таранайской горбуши! Но там совсем мало места для нереста кеты. Только на отдельных участках верхнего русла реки есть выход грунтовых вод, создающих благоприятные условия для нереста и выживания мальков этого вида лосося. Для нормативного заполнения такого мизера природных нерестилищ необходимо максимум 600 экземпляров кеты.
Так вот: ещё 14 сентября, когда по обыкновению в Таранай зашла в массовом количестве кета, ихтиологи Анивского отдела "Сахалинрыбвода" обследовали русло на предмет заполнения естественных нерестилищ производителями лосося и в своём акте отметили, что в нижнем течении реки они насчитали 5000 экземпляров кеты, что составляет 104,2 процента. А в верхний бьеф, за плотину, по учётам рыбоводов, пропущено 4500 экземпляров, то есть совершенно немыслимое количество по сравнению с нормой. В итоге очень ограниченные нерестилища кеты оказались заполненными на 1406 процентов!
Далее в акте отмечено, что кета нерестится вместе с горбушей и активно подходит к забойке, где ещё продолжается закладка на инкубацию икры горбуши. Места для отсадки кеты недостаточно.
Это значит, что кета в своём огромном количестве и преобладающая горбушу по массе и силе составляет для неё непреодолимую конкуренцию. Она плевать хотела на этические нормы и процентное распределение нерестовых площадей. Поскольку ей "рожать" надо, она вынуждена откладывать икру на неудобном месте горбушовых гнёзд, разрывая их мощным телом. А это, пожалуй, страшнее замора. Потому что погибает будущее потомство и кеты, и дикой горбуши. Рыбохозяйственная наука назвала такое крайне критическое состояние биологической катастрофой.
Надо сказать, обследовали данную нерестовую реку не новички в сахалинской ихтиологии, а очень опытные специалисты, досконально изучившие за многолетнюю практику историю рыбоводства на острове и репродуктивные особенности Тараная.
Подобную ситуацию пришлось, к счастью, избежать в сентябре 2013 года благодаря изъятию излишнего количества кеты из обводного канала пользователем РПУ, что предусмотрено правилами рыболовства. А в этом году что-то, видимо, пошло не так. Похоже, государственному ЛРЗ, не обладающему правом вылова рыбы в счёт промышленных квот на собственной забойке, ничего не оставалось делать, кроме как поднять шандоры на пункте отлова производителей, открыв путь лососю в верховья.
По нормам, установленным ВНИИРО, при 70-процентном заполнении нерестилищ, для лучшего регулирования пропуска рыбы рекомендуется в устьях рек устанавливать рыбоучётные заграждения. Этот метод применяется повсеместно, доказал свою эффективность. Наша сахалинская наука, по информации специалиста СахНИРО, имеет эти рекомендации относительно реки Таранай. По словам источника, они своевременно переданы в Сахалинрыбвод и СКТУ.
Между тем, областная комиссия по регулированию вылова анадромных видов рыб на предыдущих трёх заседаниях вопрос об установке на этом водоёме РУЗа не одобрила почему-то из-за отсутствия именно рекомендаций науки.
Узнаём, что сразу после одного из последних заседаний ихтиолог "Сахалинрыбвода" ещё раз промониторил реку Таранай. По его новому заключению верховья уже не вызывают тревоги и рыба заходит на нерест разрозненно. Такую же информацию, уточнив, что заполнение нерестилищ превышает 200 процентов и лососевому заводу для закладки икры необходимы ещё 8 тысяч штук кеты (это примерно 30 тонн) изложил на заседании комиссии по анадромным начальник отдела ихтиологии "Сахалинрыбвода" Павел Сухонос. Наука сохранила молчание. А без её рекомендаций вопрос о постановке РУЗа на реке Таранай, инициированный заместителем руководителя ассоциации рыбопромышленников Сахалина Сергеем Сияновым, опять остался открытым.
Кстати, по словам Сергея Сиянова, областная комиссия разрешила устанавливать РУЗы на реках и ручьях Итурупа, взяв во внимание прогнозируемый подход кеты, гораздо превышающий потребности ЛРЗ для искусственного воспроизводства. Что совершенно правильно, потому что всю рыбу заводского происхождения необходимо изымать. Об этом опять же говорит наука. В принципе для этого её и разводят в целях обеспечения лучшей продовольственной безопасности. Именно превышающий норму заводов прогнозируемый подход кеты стал основанием для принятия решения по установке РУЗов на реке Найбе, где стоит федеральный ЛРЗ, и в устье базовой реки государственного Ясноморского лососевого рыбоводного завода.
При этом в рекомендациях ВНИИРО не разделяет лососевые заводы на государственные и частные. Наверное, потому, что рыба, получившая жизнь искусственным способом и выращенная на океанских пастбищах, является всё-таки федеральной, национальной собственностью. Так зачем на Сахалине в некоторых случаях пренебрегать принципом рациональности лососевого промысла? Отчего в позиции науки и некоторых членов комиссии по анадромным видам рыб последовательности и логики не прослеживается? Частные — в ряду привилегированных. Конечно, там бы не пропустили огромную массу кеты на горбушовые нерестилища…
По ожидаемому прогнозу, к забойке ЛРЗ на реке Таранай ещё должно подойти порядка 300 тонн кеты, а возможно, больше. Заводу для собственной закладки и помощи инкубационным материалом другим федеральным ЛРЗ требуется только 30 тонн рыбы. Остальную выше плотины пропускать нельзя. Что будет делать Таранайский завод и "Сахалинрыбвод" с остальной массой кеты, не имея права на промышленное изъятие? Можно предположить, найдётся способ не погубить такой ценный ресурс.
Пример есть. "Сахалинрыбвод" по решению своей же конкурсной комиссии отдаёт (или продаёт) всё количество рыбы, использованной в рыбоводных целях на Таранайском ЛРЗ вместе с незрелой и перезрелой икрой, непригодной для воспроизводства, рыбопромышленным компаниям из Долинского городского округа. Анивский пользователь речного РПУ на этой реке, несколько лет охраняющий нерестовый водоём, благодаря ему обеспечен нормальный возврат, и тоже участник конкурса, в счастливое число победителей по странным причинам не вошёл.
Создаётся впечатление, что вокруг крупной нерестовой реки Таранай и вокруг находящегося на ней крупного лососевого рыбоводного завода ещё витают интересы, преобладающие над силами рационального государственного подхода.