Приволжские регионы оценивают последствия весеннего обмеления Волги
Виновные в катастрофическом обмелении Волги могут избежать наказания: правительство Самарской области вообще не планирует подавать в суд, в Ульяновской области решение примут после окончательной оценки ущерба. Река обмелела весной 2019 года; главной причиной произошедшего считается сброс воды сотрудниками ГЭС. Росрыболовство возбудило административное дело для определения виновных и подсчета ущерба от их действий. Экологи отмечают, что последствия весеннего обмеления будут ощущаться еще много лет.
Весной 2019 года в Куйбышевском и Саратовском водохранилищах было зафиксировано рекордное маловодье — уровень воды снизился до отметки менее 49,95 м при норме в 53 м. По данным Института экологии Волжского бассейна РАН (ИЭВБ РАН), наиболее критическое (более двух метров) снижение уровня водохранилища наблюдалось с 25 апреля по 9 мая. В наибольшей степени это повлияло на состояние экосистем в Ульяновской области (район Черемашанского залива), Татарстане (Свияжское устье) и Самарской области (район Усинского залива), где отмечено сокращение до 80–90 % мелководных нерестовых участков.
Однако наибольший урон нанесен местным экосистемам. Дело в том, что именно в период обмеления на волжских водоемах происходил нерест окуня и щуки, начинался нерест леща: «Для щуки и сазана особое значение имеет наличие мелководных прогреваемых участков разлива с прошлогодней растительностью, вода на которых держится около двух недель. За это время выходит личинка, а молодь рыбы достигает возраста совершения миграции. Любое падение уровня воды на таких нерестилищах в указанный двухнедельный срок является критичным и приводит к гибели икры или молоди на ранних личиночных стадиях развития. Падение уровня воды в этот период обычно приводит к тому, что нереста не происходит вовсе». Эксперты подчеркивают, что в результате серьезно снижается численность промысловых видов рыб: «Плотвы, густеры, красноперки и других, которые зачастую составляют основу рациона крупных хищников — судака, щуки, налима, сома».
При этом ученые отмечают, что очень сложно подсчитать конкретный ущерб, нанесенный государству обмелением.
Нужно идти по берегу смотреть икру, которая была высушена. Но даже приблизительные цифры мы поймем через год или еще позже, когда выловим рыбу, взвесим и оценим запасы», — говорят в институте.
«Это экологическая катастрофа, — негодует председатель правления РОО “Рыбаки Самарской области” Сергей Карпов. — Куйбышевское водохранилище все высушили. Если рыба успела отнереститься, пока вода еще была, то когда вода быстро падала, малек мог просто остаться в болотах и не скатиться». Впрочем, допустил эксперт, «если не отнерестилась, а вода падала, и она скатилась в русло, потом отнерестилась — то может особого ущерба не будет».