Ресурсная база Приморья
За счет своего географического расположения и гидрологического режима омывающие Приморский край воды являются домом как для бореальных (холодноводных), так и субтропических видов.
Для обеспечения любой хозяйственной деятельности, будь то промышленный или любительский лов, перевалка или транспортировка грузов, оказывающей влияние на морские экосистемы, необходимо их изучение и постоянный мониторинг, поскольку численность и структура сообществ меняются как по естественным причинам, так и в результате антропогенного воздействия.
В этом вопросе государству и бизнесу на помощь приходит отраслевая наука. В Приморье эту роль на протяжении почти ста лет выполняют специалисты ТИНРО – Тихоокеанского филиала Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии.
«Начиная с 1925 г. в Японском море проводятся экспедиции на промысловых и научных судах – траловые, ловушечные, ихтиопланктонные, гидроакустические и гидрологические съемки. Ученые изучают численность, биомассу, структуру, питание нектона (рыб и беспозвоночных) и условия среды его обитания, – рассказывает заместитель директора ФГБНУ «ВНИРО»-руководитель Тихоокеанского филиала Алексей Байталюк. – Из-за очень широкой географии проведения работ, охватывающей дальневосточные моря, северо-западную часть Тихого океана и Восточную Арктику, исследования в Японском море в последние годы были сконцентрированы на наиболее востребованных объектах».
Летом 2022 г. ученые завершили масштабную трехмесячную экспедицию с участием научно-исследовательских судов «Владимир Сафонов», «Дмитрий Песков», «Зодиак», которая полностью охватила япономорский шельф, свал глубин, прибрежные акватории, в том числе побережье Западного Сахалина. Экспедиции позволили максимально полно учесть структуру сообществ, численность гидробионтов, масштабы нереста минтая. «Были сделаны сотни научных станций, охватывающие все акватории региона, десятки тысяч промеров и отборов проб сырья и воды для лабораторного анализа. Собранная информация еще потребует какого-то времени на анализ, но в конечном итоге предстанет четкая картина о современном состоянии промысловых запасов и сообществ Японского моря», – отметил Алексей Байталюк.
Основными промысловыми объектами в Приморье являются минтай, треска, камбалы, навага, двустворчатые моллюски (спизула, анадара, гребешок), головоногие моллюски (кальмары и осьминоги), промысловые ракообразные – крабы (стригуны: опилио, японский красный, а также синий, камчатский, волосатый и полупресноводный мохнаторукий крабы) и креветки (шримс-медвеженок, гребенчатая и северная), иглокожие – серый и черный морской еж, и другие объекты.
В целом перечень объектов довольно разнообразен и при этом он весьма динамичен, поскольку пополняется новыми ранее неиспользованными видами, как например, глубокозарывающиеся моллюски – гуидаки, или видами с растущими запасами сельдь, сардина-иваси.
На 2022 год в подзоне Приморье к добыче рекомендовано около 50 тыс. тонн водных биоресурсов в рамках общего допустимого улова, из которых 24 тыс. тонн приходится на рыб. Большая часть, 20,7 тыс. тонн, это минтай, чьи запасы в Приморье в последние годы увеличивались. В прошлом году было добыто около 17 тыс. тонн (72,5% от ОДУ). В добыче минтая задействованы обычно малотоннажные и среднетоннажные суда, основной промысел ведется весной и осенью. Также в весенний период нерестовый минтай активно осваивается маломерным флотом, его также ловят рыбаки-любители.
«В 2022 году за весеннюю путину рыбаки «Доброфлота» добыли 8,6 тысяч тонн минтая в водах Японского моря у берегов Приморья, – сообщил управляющий группой компаний «Доброфлот» Александр Ефремов. – Весь объём сырья был направлен на дальнейшую переработку на наш завод в Большом Камне, откуда готовая продукция расходилась по всем регионам и даже сопредельным странам. Произведенная на современном оборудовании высококачественная продукция может достойно конкурировать на рынке с зарубежной. К сожалению, далеко не все рыбодобытчики сегодня уделяют должное внимание переработке сырья на территории России. Международные ограничения и санкции последних месяцев хорошо показывают нам, что концентрация на экспорте рыбного сырья – это тупиковый и небезопасный путь развития отрасли. Уверен, что собственные мощности для переработки должны стать главным конкурентным преимуществом российских рыбаков на международной арене».
Из нерыбных объектов, эксплуатируемых в рамках общего допустимого улова, наибольшей группой являются ракообразные – крабы и креветки. В текущем году промышленность может рассчитывать на достаточно высокий вылов крабов, которые представлены в основном двумя видами – краб стригун опилио и красный краб-стригун. До конца года под запретом остаются камчатский и синий крабы ввиду низкого уровня их запаса – это тот случай, когда наука выступает за довольно жесткие меры, основываясь на результатах многолетнего комплексного мониторинга.
Запасы гребенчатой и северной креветки держатся на среднем уровне, чему способствовал запрет до 2007 г., хотя в Татарском проливе эффективность лова снижается. Рыбаки смогут поймать в этом году 1,5 гребенчатой и 5 тыс. тонн северной креветки. В подзонах Приморье и Западно-Сахалинской, начиная с 2015 г., промысел гребенчатой креветки разрешен только ловушками, северную креветку можно добывать тралами за исключением летнего периода массовой линьки.
Среди двустворчатых моллюсков Приморья наибольшие запасы у спизулы, анадары и корбикулы. Их изъятие оставалось на относительно стабильном уровне в последнее десятилетие, однако относительно недавно рыбаки и ученые столкнулись с последствиями формирования аквакультурных участков на ареалах этих видов. Невозможность проведения исследований в занятых аквакультурой районах затрудняет сбор достоверной информации о состоянии их запасов и уменьшает доступность ресурсов.
«Приморцы уже давно распробовали вкус зарывающихся двустворчатых моллюсков, но употребляют их в основном, когда добывают самостоятельно в рамках любительского рыболовства. Для жителей Японии, Республики Кореи и других стран АТР, анадара, спизула, корбикула являются традиционной пищей, востребованными на рынке объектами, особенно в живом виде, – рассказал генеральный директор ООО «Акватехнологии» Сергей Слепченко. – За двадцать лет использования нам удалось сформировать устойчивый промысел моллюсков, обеспечить местных жителей работой на судах и при берегу – в переработке, судоремонте, перевозках. На судах с этим ресурсом работают долгие годы одни и те же люди, даже появляются династии специалистов, которые стараются использовать его бережно. Благодаря этому, а также точным прогнозам отраслевой науки, удается сохранять в стабильном состоянии ресурсную базу, при этом осваивая полностью наши квоты. Важно, чтобы и у ученых, и у рыбаков сохранялся доступ к этим ресурсам для исследования, оценки и рационального использования».
По его словам, в последнее время и в России также вырос спрос на эти моллюски, в том числе в свежемороженом виде. Кроме того, совместно с учеными ТИНРО были разработаны технологии изготовления пресервов из анадары и спизулы, которые нашли своих потребителей на Дальнем Востоке и в других регионах России.
Приморский гребешок доступен только для любительского и спортивного рыболовства, однако он является объектом массового культивирования. В перспективе предполагается создание новых центров воспроизводства посадочного материала, в том числе гребешка в Приморском крае в разных районах для решения проблемы дефицита жизнестойкого посадочного материала и организации его масштабного выращивания.
Популярный приморский деликатес – дальневосточный трепанг, пока к сожалению остается закрытым для промышленного рыболовства в Приморье по причине малого объема запасов, но с помощью науки сделаны большие шаги в развитии его искусственного воспроизводства. Для промысла доступен другой представитель голотурий – кукумария, запасы которой хоть и невелики, но пользуются спросом как на внешнем рынке, так и на внутреннем – в пищевой продукции и производстве биологически активных добавок.
Значительная часть эксплуатируемых биоресурсов в подзоне Приморье добывается в рамках рекомендованного вылова (по заявительному принципу). В этом году объем РВ в подзоне Приморье составляет около 130 тыс. тонн. Более половины его приходится на рыб – камбалы, терпуги, навага, бычки, анчоус, корюшки, скумбрия.
«С точки зрения развития конкуренции в области рыболовства, подзона Приморье – наиболее благоприятный район промысла в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, – считает первый вице-президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Александр Васьков. – На 2022 год в свободном доступе для промысла в подзоне Приморье определено 42 вида водных биологических ресурсов. Из них 23 вида – беспозвоночные, три вида – водоросли. Это дает возможность войти в рыбный бизнес, в отношении неодуемых объектов, любому хозяйствующему субъекту без получения или приобретения квот. В части промысла этих видов, как и предприятия с историей, так и только что созданные предприятия, имеют одинаковые права и обладают равными возможностями. Все зависит только от желания и готовности. В этом плане Приморье – наиболее подходящий регион для участия малого бизнеса в прибрежном рыболовстве. Одних кальмаров в 2022 году можно свободно вылавливать в режиме освоения рекомендованного вылова – 38 тысяч тонн».
Кроме того, надо вспомнить о возобновлении вылова сардины в водах Приморья – численность цусимской популяции сардины увеличивается, поэтому ученые внимательно следят за ее запасами.
Из креветок в рекомендуемом вылове находятся только мизиды, равнолапая креветка. Зато перечень двустворчатых моллюсков весьма разнообразен – это калитака, серрипес, мия, петушок и ряд других малоизвестных за пределами края «ракушек».
Также пользователи могут вести промысел кальмаров, осьминогов, асцидий, медуз и отдельно стоит упомянуть про морские водоросли и травы, ресурсная база которых весьма разнообразна и лишь частично осваивается. При этом в России имеется огромный опыт использования их в промышленных производственных целях. Помимо известного агар-агара из анфельции, на основе бурых, красных и фукусовых водорослей изготавливаются биологически активные добавки, продукция для диетического и специализированного питания, а также реализуются проекты по их применению в сельском хозяйстве. Поэтому вполне возможно, что ресурсы ламинарии, анфельции, саргассума и других водорослей в ближайшие годы будут более востребованы. При этом если в случае с фукусовыми водорослями их малые объемы добычи связаны с отсутствием большого спроса, то для ламинарии вопрос главным образом заключается в удаленности и разрозненности природных плантаций, так как естественные ее заросли в южном Приморье сильно уменьшились. К счастью, учеными ТИНРО на научно-производственном центре марикультуры на острове Попова были успешно проведены эксперименты по методикам форсированного заводского выращивания рассады ламинарии, позволяющие в годичном цикле получать водоросли промысловых размеров.
Стоит отметить, что условия в северо-западной части Японского моря в целом остаются благоприятными для сохранения большого разнообразия фауны. Наблюдаемое в последнее десятилетие потепление способствует интенсивному распространению субтропических и тропических видов в Приморье, что также увеличивает сырьевую базу рыболовства – лакедры, зеркальный памп, гипероглиф, рыба-лапша.
Тихоокеанские лососи Приморья представлены горбушей, кетой и симой, также есть гольцы и полупроходные формы лососей – кумжа, микижа. Приморский край уступает по объемам запасов лососей Камчатке и Сахалину, но в последнее годы проявилась тенденция к увеличению численности горбуши нечетных лет, в 2021 г. впервые выделялись объемы для промышленного рыболовства. Основу любительского и спортивного рыболовства в крае составляет сима, в июне-июле в заливе Петра Великого рыбами-любителями добывается около двух тонн в сутки.
Помимо ресурсов прибрежных вод, в Приморье существует большая недоиспользуемая база для пресноводного рыболовства, которую также исследуют ученые Тихоокеанского филиала ВНИРО. В течение всего года специалисты выезжают на обследование водоемов, проводя в полевых работах от нескольких дней до месяца и более.
Пресноводные ресурсы эксплуатируются как в рамках квотируемого общего допустимого улова, так и в рамках рекомендуемого вылова. В первую группу входят пресноводные рыбы бассейна озера Ханка (сазан, карась, щука, конь, толстолобики, верхогляд, краснопер монгольский, горбушка) и пиленгас. В 2022 году пользователи квот могут суммарно освоить более 550 тонн рыб.
Пользователи, работающие по заявочному принципу в рамках рекомендованного вылова, смогут освоить свыше 630 тонн. Это кефаль, красноперки-угаи, сазан, японская малоротая корюшка и другие рыбы. Кроме того, в водоемах и водотоках Приморья встречается более 20 видов крупных двустворчатых моллюсков. Наиболее перспективны для промысла гребенчатка, китайские беззубки, перловицы, а также некоторые другие. Брюхоногих моллюсков в пресных водах Приморья встречается более 50 видов. Из них перспективны для промысла около десятка наиболее массовых и крупных видов живородок, параюг и прудовиков.
В континентальных водных объектах Приморья встречаются 5 видов креветок, наиболее полноценными данными ученые располагают по креветкам озера Ханка. После прохождения пика уровня воды в озере Ханка в 2017 г. уменьшилось количество попадающего в озеро аллохтонного вещества в виде полуразложившихся зарослей водной растительности. Снизилось количество кормовой базы, и численность этих креветок должна пойти на убыль.
Для всех видов, добываемых в Ханке и других пресноводных водоемах, характерно низкое освоение выделенных квот порядка 50%. В частности, в 2021 г. освоение квот на Ханке в среднем составило 51,7%, согласно подаваемой рыбаками отчетности. Однако как отмечают ученые, отчетность и по одуемым и по неодуемым объектам не отражает реальную картину вылова. Недекларируемый промысел заметно выше, о чем свидетельствуют отчеты работы инспекторов рыбоохраны и другие факты.
«Достоверная своевременная отчетность основа при разработке эффективных мер управления запасами как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, – подчеркивает Алексей Байталюк. – Поэтому очень важно, чтобы пользователи сами осознавали ответственность и способствовали организации устойчивого рыболовства в Приморье».