Росрыболовство проверило сахалинский завод, который обвинили в перекрытии нерестовой реки
Публикация статьи "Рыбоводный завод полностью перекрыл нерестовую реку на Сахалине" стала поводом для проверки.
Корреспондент получила приглашение от регионального Росрыболовства и лично от руководителя завода, который перегородил нерестовую реку. Съемочная группа отправилась на лососёвый рыбоводный завод "Красноярка", расположенный в Холмском районе.
На вопрос, с какой целью была перекрыта нерестовая река корреспонденту ответил генеральный директор ООО "Нерест" Александр Москалёв:
"В настоящий момент она не перекрыта. Открыт проход для рыбы. А всё это сооружение делается для того, чтобы производить отсадку "производителей": симы, кеты, горбуши на садковые площади".
Сотрудники завода оценивают внешний вид горбуши, фиксируют численность. Естественному нересту это сооружение не мешает, утверждает генеральный директор. Перекрыта река визуально полностью, а по факту - на треть. Здесь идет учёт.
- Люди на сегодняшний день не понимают, что когда на реке появляется рыбоводный завод - это не только искусственное воспроизводство. Человек, который ставит предприятие, стремится создать устойчивое стадо на реке. Создать его самостоятельно при помощи завода - тяжело. Обязательно нужен естественный нерест. Наша рыба, которая выращивается здесь, сливается с естественной и создаёт большое стадо. И оно может выжить в диких условиях, - добавил Александр Москалёв.
Оценивая численность диких особей, здесь решают, сколько мальков прибавить к стае.
На заводе отмечают, что с симой сейчас дела обстоят сложнее. Ее не увидело ни предприятие, ни те, кто приходил на реку порыбачить. Ранее устье массово перекрывали сетями. Также она пошла поздно и в малом количестве. Завод взял на себя охрану, запретил ловить идущую на нерест рыбу. Привлекают к этому и госинспекторов. Их в Холмском районе только двое, а следить приходится за 400 сотнями километров рек.
Старший госинспектор межрайонного отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Вячеслав Алёшин не скрывает, что к Красноярке за последние две недели выезжали четыре раза, в помощь приглашали сотрудников ГОВД.
- На одной реке мы не можем часто охранять. Если мы будем сидеть на одной - на других нерестовых реках вообще будет беспредел. За четыре выезда на Красноярку зафиксировали три нарушения: дважды нарушение правил, регламентирующих рыболовство, и нарушения движения и стоянки автотранспорта в устье водоохранной зоне реки. Возбудили административное расследование в отношении ООО "Мираж", которое расположили полевой рыболовецкий стан около устья без согласования.
Каждый раз, сталкиваясь с нарушителями, мы слышим о не знании законов. Это в наше то время? У всех есть телефоны с интернетом. То, что выставил охрану в количестве 5 человек ООО "Нерест", плюс поддержка внутренних органов, я считаю, помогло нам навести здесь порядок, - рассказал Вячеслав Алёшин.
Старожилы помнят, в начале нулевых рыбы было много и браконьерство было, но не в таких масштабах. На памяти инспектора с многолетним стажем то множество реорганизаций и сокращений в минус контролю. Он уверен, что причина поголовного браконьерства - скупка.
Завод проверила и прокуратура - вреда нет. За мальками сюда обращаются крупные компании, которые наносят ущерб природе, ввиду своей деятельности, но готовы его возмещать. А вот как быть с нелегалами, которые черпают рыбу тоннами? Выход есть - дать больше полномочий и технических возможностей инспекторам, расширить штат сотрудников и ужесточить законы.