Россия эффективно противодействует ННН-промыслу
Накануне Дня рыбака, отмечаемого в этом году 12 июля, заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов дал интервью московскому Отделению ФАО, ответив на ряд актуальных для развития отрасли вопросов.
ФАО: Уважаемый Василий Игоревич, от души поздравляем Вас и всех работников российской рыбной отрасли с профессиональным праздником – Днём рыбака. Основа благополучия рыбаков – это состояние промысловой базы, её воспроизводство благодаря устойчивому использованию. Какой ущерб рыбным ресурсам России наносит незаконный, несообщаемый и нерегулируемый промысел (ННН-промысел). Как Ваша страна борется с этой незаконной деятельностью?
В. Соколов: С одной стороны, мы можем говорить о явных успехах в борьбе с браконьерством, незаконным выловом. По нашим оценкам, более 90%; продукции, которая уходит на экспорт в Дальневосточном бассейне, – легального происхождения. Все больше стран подключается к противодействию ННН-промыслу. Сознательность приходит вместе с истощающимися запасами и ростом населения планеты, соответственно, ростом потребности в качественном белке – рыбе. С другой стороны, конечно, есть еще над чем работать.
В России сформирована нормативно-правовая база. Распоряжением правительства России в декабре 2013 года утвержден Национальный план действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла. Документ определил концепцию и основные направления противодействия браконьерству. В 2015 году был утвержден Перечень мероприятий по реализации плана.
Суть плана и перечня мероприятий в том, что Россия постоянно наращивает усилия по противодействию ННН-промыслу, искореняет это явление комплексно. С учетом объемов водных биоресурсов и продукции из них, вывозимых с территории Российской Федерации, Росрыболовство ведет работу совместно с МИД, ФТС и ФСБ России на этом направлении.
Работа идет и на межгосударственном уровне, Росрыболовство заключило соглашения со всеми странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) для контроля законности происхождения водных биоресурсов и продукции. Сейчас Россия работает над расширением списка гидробионтов, легальность вылова которых подлежит обязательному подтверждению. Например, сейчас прорабатываем вопрос о внесении изменений в существующее соглашение с Республикой Корея. Эта страна занимает второе место по объемам российского импорта водных биоресурсов и продукции из них. Заключение подобных международных договоренностей позволит нам контролировать законность происхождения около 97% российского рыбного экспорта.
Вместе с тем, существующие правовые механизмы, в том числе и в международных отношениях, география экспорта, ряд других факторов не позволяют сформировать единую систему контроля всего российского экспорта и импорта водных биоресурсов. Поэтому при участии Росрыболовства были разработаны рекомендации Технического консультативного комитета ФАО по составлению схем документирования уловов, которые позволят сформировать глобальную систему подтверждения законности происхождения водных ресурсов. Эти рекомендации были одобрены на 40-й сессии Конференции Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций.
Что касается национального законодательства, то мы намерены совместно с МИД, ФСБ, ФТС России и Россельхознадзором подготовить предложения по внесению изменений в нормативно-правовые акты, которые позволят нам создать систему обязательной сертификации законности происхождения экспортных и импортных уловов. Одновременно мы полагаем необходимым включить в Таможенный кодекс Евразийского экономического союза положения, которые будут определять сертификат законности происхождения водных биоресурсов, как таможенный документ внутри ЕАЭС.
ФАО: Россия подписала Соглашение ФАО о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого (ННН) рыбного промысла 2011 г., однако пока не ратифицировала этот документ. Присоединение России к этому Соглашению дало бы весомый пример всем другим странам, а самой России — возможность более активно участвовать в международном сотрудничестве на этом треке. Планируется ли его ратификация?
В. Соколов: Россия придает особое значение механизмам противодействия браконьерству водных биоресурсов. Соглашение о мерах государства порта очень важно, так как это первый обязательный международный договор, который нацелен на борьбу с незаконным рыбным промыслом. Мы со стороны Росрыболовства направили свои предложения в Минсельхоз России, где они были обсуждены и согласованы. Сейчас все необходимые для ратификации документы находятся в МИДе России. В соответствии с Перечнем по реализации плана, нацеленного на предупреждение, сдерживание и ликвидацию ННН-промысла, уже завершается проведение внутригосударственных процедур по его ратификации.
ФАО: Обязательства государств по борьбе с ННН-промыслом также зафиксированы в разработанных на площадке ФАО добровольных руководящих принципах в отношении действий государства флага. Как Россия применяет этот документ, выработанный при её активном участии, в отношении рыболовных судов, ведущих промысел под её флагом?
В. Соколов: Несомненно, что разработанные на площадке ФАО добровольные руководящие принципы в отношении действий государства флага в значительной степени учитываются при реализации комплекса мер противодействия ННН-промыслу.
Уже принят или принимается ряд мер, например, совершенствуется система регистрации российских рыбопромысловых судов, идет работа по усилению рыбоохраны в том числе за счет новой техники и оборудования, по укреплению межведомственного взаимодействия, ужесточается ответственность за нарушение отраслевого законодательства в области рыболовства.
Кроме того, Россия установила: ответственность за нарушение положений международных договоров России в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов; ответственность за сброс продукции ННН-промысла и орудий лова за борт судна во время его преследования, а также порядок использования видео- и фотоматериалов в качестве доказательств такого правонарушения; равную ответственность за незаконный вылов как на континентальном шельфе в пределах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, так и за пределами территориального моря нашей страны; право должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти России на изъятие рыбной и иной продукции, полученной в результате ННН-промысла.