Сейчас ситуация с омулем расценивается специалистами как тревожная
Полное исчезновение может грозить омулю в Байкале через два-три года, если не отрегулировать ситуацию с уменьшением его количества в промысловых районах и уровнем промышленной ловли. Пока что специалисты оценивают сложившиеся обстоятельства как тревожные и считают, что, возможно, есть смысл запретить добычу омуля предпринимателями. Об этом сообщает РИА IrkutskMedia.
Ситуация с омулем в Байкале расценивается специалистами как тревожная, сообщил заместитель начальника территориального отдела контроля, надзора и рыбоохраны по Иркутской области Ринат Енин на пресс-конференции 8 июля. Отмечено серьезное снижение объемов промышленной добычи этой породы, несмотря на то, что понижается уровень браконьерства, а "антибраконьерских" рейдов становится больше. Данные об этом предоставляет филиал Госрыбцентра. Эксперты даже подумывают о том, что стоит полностью запретить промышленный лов омуля на Малом море, иначе через два-три года этот вид исчезнет там полностью.
На Байкале есть два промысловых района - Малое море и южнопромысловый участок в Слюдянском районе. Рыба ежегодно заходит туда с конца июля по сентябрь. Иркутской области выделена квота на промышленную ловлю, однако предприниматели осваивают только 59-60%, и то не известно, правда ли это.
"Я думаю, эта цифра может быть завышена, так как многие предприятия могут заниматься приписками. Те, кто не осваивает больше половины квоты за два года, теряют ее. Мы за руку не ловили, но под конец года, когда уже рыба не ловится, они показывают несколько тонн", - сообщил Ринат Енин.
Специалисты называют несколько причин того, почему в Байкале снизилось количество омуля. Во-первых, в последние годы изменились его пути миграции. Омуль перестал в большом объеме заходить в нерестовые реки - например, в Селенгу - из Малого моря. Также до 60% уменьшилось количество особей-воспроизводителей. Во-вторых, омуль может игнорировать прибрежную зону Байкала из-за потепления воды, предпочитая держаться на середине. В-третьих, растет популяция бакланов, которые охотятся на рыбу, ныряя на несколько метров, в отличие от чаек, которые хватают ее с поверхности.
Несмотря на то, что нерпа не охотится на омуля и хариуса, потому что не в состоянии их догнать, она может разрывать рыболовные сети и доставать рыбу оттуда. Нерпы сейчас много, отметил специалист, и скоро наступит момент, когда регулированием ее популяции будет заниматься природа, а не человек. Это означает появление различных болезней. В настоящее время нерпу добывают только в научных целях, квота на это составляет примерно 50 голов.
Для решения проблемы с популяцией омуля необходимо строительство заводов, занимающихся воспроизведением, и наращивание их мощностей. Кроме того, в области должна быть принята программа развития рыбного хозяйства. До сих пор в Приангарье нет даже рыбохозяйственного совета при губернаторе, существовавшего до 2008 года. Затрат на себя этот совет практически не потребует, уверен Ринат Енин.
Численность рыбы-эндемика омуля на Байкале может существенно снизиться в 2014 году. Потеря икры омуля из-за паводка на Дальнем Востоке может составить 30%. Информация об этом появилась осенью 2013 года. А Минсельхоз РФ намеревается сохранять его с помощью Единой межрегиональной регулирующей госпрограммы. К такому выводу пришли на заседании секции "Рыболовства и аквакультуры" научно-технического совета в Минсельхозе России
Между тем нерпы на Байкале много, и вымирание ей пока не грозит. Руководитель отдела аквариумных экспозиций Байкальского музея в Листвянке Владимир Пастухов утверждает: численность нерпы на Байкале сейчас очень велика. Популяция в последние годы увеличилась настолько, что впору объявлять государственный промысел, иначе перенаселение приведет к болезням среди байкальских тюленей.