Специалисты ПИНРО в Мурманске завершили съемку запасов камчатского краба в прибрежных водах и около полуострова Канин
Экспедиции, которая завершилась в конце августа, предстояло определить, насколько важны обследуемые районы в отношении крабового промысла. По мнению заместителя директора ПИНРО по научной работе Юрия Лепесевича, водолазная съемка запасов камчатского краба показала, что в ловушки попадается слишком много молоди. Он отметил, что у мыса Канин Нос доля сверхдопустимого улова самок молоди краба оказалась более чем в три раза выше нормы. В прибрежных водах она оказалась и того больше - более чем в 90 процентов ловушек оказались самки камчатского краба, молодь и пререкруты (молодые самцы). Вывод таков: исследованные районы можно с большой долей уверенности считать районами воспроизводства столь ценного вида морских биоресурсов. И возможно, промысел краба там имеет смысл запретить, чтобы не подрывать его запасы.
К слову, попытки запретить прибрежный крабовый промысел уже были. В июле 2010 года такой приказ издало Росрыболовство, но отменило его буквально через две недели, после обращения Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурманска по этому поводу в Генпрокуратуру. Как сообщил на одном из заседаний регионального правительства исполняющий обязанности председателя комитета рыбохозяйственного комплекса Олег Заболотский, в 2010 году комитет обращался в Росрыболовство с предложением не устанавливать запрет на добычу камчатского краба во внутренних морских водах и территориальном море РФ. В Росрыболовстве северянам пошли навстречу. Несмотря на снижение общедопустимого улова краба почти в два раза, прибрежная крабовая квота по инициативе комитета сохранена в полном объеме - 329 тонн, подчеркнул Олег Заболотский. А ранее вице-губернатор Мурманской области Олег Тигунов заявил, что полный запрет промысла краба в прибрежной зоне приведет к тому, что бюджеты всех уровней недополучат доходов в сумме около 1 миллиарда рублей.
В региональном комитете рыбохозяйственного комплекса уверены, что районы прибрежного промысла краба следует даже расширить. В сентябре 2010 года по этому вопросу было подготовлено обращение в Росрыболовство, в котором предлагалось включить российский континентальный шельф в районы прибрежного рыболовства. В марте 2011 года первый вице-премьер федерального правительства Виктор Зубков провел по этому поводу совещание. По его итогам был подготовлен проект правительственного постановления, который прошел согласование. Ловить краба на шельфе разрешили, но только по промышленным квотам. Но предложение разрешить краболовам вести лов на континентальном шельфе в территориальном море и внутренних морских водах из постановления убрали. Это вызвало недовольство прибрежных промышленников и региональных чиновников. По их мнению, это может привести к банкротству ряд заполярных добывающих предприятий.
Сейчас промышленный лов на шельфе ведется, и достаточно успешно. Ежедневно суда берут от 80 до 120 тонн деликатеса - но лишь за пределами 12-мильной зоны. Прибрежный лов краба запрещен, несмотря на то что прибрежники уже получили квоту на этот ресурс. По всей видимости, прибрежным крабовым квотам суждено остаться неосвоенными.
- Запрет связан с рекомендациями ученых, - отметил заместитель председателя комитета Вадим Соколов. - По их мнению, промыслового запаса там нет. К этим рекомендациям в ноябре 2010-го прислушался и Северный научно-промысловый совет, который принял решение запретить в 2011 году прибрежный лов краба. У рыбаков на этот счет другое мнение.
Прежде всего, удивляет одна странность. За пределами 12-мильной зоны краб ловится хорошо, и кондиции у него вполне промысловые. Однако в 12-мильной зоне краб вдруг становится непромысловым. Как такое может быть? Некоторые рыбаки предполагают, что запрет на прибрежный промысел является лишь оружием в войне московских "рыбных генералов" и местных промысловиков за дорогостоящий ресурс. Ряд крупных предприятий пытается с помощью науки монополизировать крабовый промысел в Баренцевом море. Звучали и более резкие заявления - например, что экспорт краба в США из Мурманска уже стал выше общедопустимого улова из-за браконьерского промысла. Это не лишено оснований. Едва ли не каждый месяц появляются по несколько сообщений о задержаниях в Заполярье крупных партий нелегально добытого краба. Как сообщили в УМВД по Мурманской области, в истекший период 2011 года выявлено двадцать таких преступлений. Например, недавно прекратила свое существование организованная преступная группа, которая добыла более двух тонн камчатского краба на общую сумму примерно в три миллиона рублей. Ее участниками были выходцы из криминальных структур. Деятельность ОПГ удалось обнаружить, когда оперативники выяснили, что в одном из поселков Кольского района работает подпольный цех по переработке краба. Добытый деликатес поступал в сеть элитных московских ресторанов. Товар отправляли покупателям с поддельными сопроводительными документами. Обратно приходили деньги, которые перечислялись на счета фирм-однодневок. Затем эти средства отмывали путем вкладывания в легальный бизнес. После этого фирмы прекращали свое существование. Пока задержаны шестеро подозреваемых, личности остальных участников ОПГ еще предстоит выяснить.
Еще один случай: возбуждено два уголовных дела по факту скупки браконьерской продукции. По одному из них проходит гражданин, который легализовывал незаконно добытые биоресурсы. Этот мурманский предприниматель покупал браконьерского краба, оформлял на него ветеринарные документы, накладные, сертификаты и продавал товар за пределами региона.
Сегодня рыночная стоимость килограмма крабовой продукции превышает 1,5 тысячи рублей. Краболовы-браконьеры активно вкладывают средства в развитие своего бизнеса, приобретают дорогостоящие средства промысла. Недавно оперативники погрануправления ФСБ задержали новый скоростной браконьерский катер стоимостью около 3 миллионов рублей.
Один из членов Ассоциации прибрежных рыбопромышленников подчеркнул, что необходимо наладить такой механизм, при котором весь добытый краб будет доставляться на российский берег и реализовываться на внутреннем рынке, пополняя государственную казну налогами. При этом необходимо обеспечить прозрачность этого процесса и его подконтрольность. Но пока этот контроль сводится лишь к запретительным мерам, хотя и они тоже необходимы. В частности, как сообщил глава Росрыболовства Андрей Крайний, в России могут быть повышены вывозные пошлины на необработанную рыбу и морепродукты и ввозные пошлины на продукцию с высокой степенью переработки. Он привел пример с поставками краба в японские порты. По мнению Крайнего, 93 процента этих поставок являются нелегальными.