Ученые обнаружили море горбуши в Охотском море, но не знают, к чьим берегам она подойдет
Предугадать лососевое будущее востока России попытались на Дальневосточном научно-промысловом совете, который сегодня проходит в Южно-Сахалинске. В целом, признал в ходе заседания замглавы Росрыболовства Петр Савчук, ситуация в рыбопромышленном секторе на Дальнем Востоке сегодня складывается благоприятно, несмотря даже на провал по лососю везде, кроме Камчатки, — отрасль на своих чешуйчатых спинах вытянули "новички" — скумбрия и сардина иваси. По остальным объектам уловы достаточно стабильны. Более того, сегодня у отечественных рыбаков начали вырисовываться занятные перспективы: для работы на промысле на российских верфях строится порядка 30 судов (три года назад, признался Савчук, о подобном никто даже не мог подумать). Тем не менее, призвал всех к серьезности чиновник, ситуация с капризами кеты и горбуши требует серьезного изучения или даже "регулировочного" вмешательства в эту нежную сферу.
— В целом наблюдается серьезное глобальное климатическое изменение, это касается и Дальнего Востока России, и Японии, где сократилось производство кеты в 3-3,5 раза, это коснулось Канады. Необходимы жесткие меры регулирования, чтобы мы не упали, как в 1972 году, на 35 тысяч тонн на всем Дальнем Востоке. Необходимо предпринимать шаги, чтобы оставаться на уровне в 200-250 тысяч тонн, — обратился к участникам ДВНПС Петр Савчук.
С подробным докладом о ситуации с запасами лососевых в регионе в этой связи выступил замдиректора приморского ТИНРО-центра Игорь Мельников. Он подробно рассказал о смещении рыбного ареала на север, слайдами проиллюстрировал результаты нескольких исследовательских экспедиций, а также обмолвился о странностях в поведении лососей и связанных с этим сложностях прогнозов подходов рыбы к различными регионам. При этом, уверен ученый, какой-то глобальной катастрофы ни сегодня, ни в будущем не ожидается — снижение уловов будет происходить, но к ужасам 1972 года Дальний Восток едва ли вернется. В среднем в России будут ловить примерно те же 200 тысяч тонн, которые имели в среднеисторической перспективе.
При этом, признался Мельников, результаты ведущихся сегодня в Охотском море траловых съемок (которые, как правило, дают погрешность в районе 10-15%) дают достаточно оптимистичные данные по численности горбуши.
— Такого количества горбуши мы вообще никогда не наблюдали. Оценки, выходящие за два миллиарда, я в своей практике не помню. Судя по распределению, тут не только горбуша западной Камчатки, но и других регионов, — объясняет специалист. — Можно констатировать, что для Охотского моря год (2018) будет горбушевым, надо только понять, куда эта рыба пойдет, в какие регионы.
После выступления ученого о собственных успехах в добыче кеты и горбуши отчитались отдельные регионы — оптимистично здесь выступила Камчатка, а совсем грустно — Приморье, представитель которого пошутил, что будет докладывать всего три минуты — так как в регионе выловили всего 300 тонн красной рыбы. В целом в выступлениях представителей различных субъектов можно было обнаружить сразу несколько общих мест — практически все просили больше свободы в деле регулирования промысла (от объемов до перечня разрешенных орудий) и скромно надеялись, что именно их берега в качестве гавани для спокойного метания икры изберет молодое поколение охотоморских лососей.
Ставят на это и на Сахалине и Курилах — островах, на которых хочется нереститься.