В Госдуме предлагают запретить вылов байкальского омуля
Председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев предлагает приостановить вылов этой редкой рыбы минимум на 6 лет.
- Николай Петрович, расскажите, какие проблемы поднимались на форуме «Байкал как участок Всемирного наследия: 20 лет спустя», который проходил в Улан-Удэ 26-29 июля.
- Одна из серьёзных проблем связана с запретом вылова омуля. Сложилась катастрофическая ситуация — такой низкой популяции омуля в Байкале никогда не было.
За 10 лет количество рыбы сократилось в два раза, и те решения, которые сейчас приняты Росрыболовством, я считаю, абсолютно половинчатые.
- То есть популяция омуля под угрозой?
- Росрыболовство приняло решение приостановить вылов омуля со следующего года, при этом сохранив любительскую рыбалку. Нужно понимать масштаб этого решения. В сезон на Байкал выходит порядка 500 рыболовных лодок, на каждой из этих лодок по 2-4 рыболова. Даже при ограничении вылова в 5 килограммов, у нас в сутки вылавливается десять тонн омуля, это действительно огромный объём.
- Как изменить ситуацию?
- Я считаю, что вообще нельзя оставлять лазейки для того, чтобы у нас можно было вылавливать омуля. При этом вылов рыбы предлагают приостановить всего на три года, а любой учёный и рыбак знает, что жизненный цикл у омуля таков, что он достигает своей промышленной зрелости в течение шести-семи лет. Поэтому минимум нужно приостанавливать вылов на шесть лет и ввести строгую ответственность за нарушение, иначе это ни к чему не приведёт.
- Какие ещё вопросы обсуждались на форуме?
- Нам нужно было поднять целый ряд проблем, которые существуют сегодня и наметить пути их решения. Например, к сожалению, в этом году так и не принят приоритетный проект «Великое озеро великой страны» — его утверждение отложили на год.
Сейчас самая главная задача — все-таки сохранить озеро.
С другой стороны, мы не должны забывать и о социально-экономическом развитии регионов. Это противоречие является предметом очень серьёзных споров.
- Каких например?
- Есть мнение, что Байкал нужно законсервировать и не трогать. С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что на его берегах живёт более 130 тысяч человек, а это около шестидесяти населённых пунктов, о которых тоже нужно думать. Что делать этим людям тогда? Они живут, и им тоже хочется развиваться.
- Как же в таком случае учесть все интересы?
- Нужно правильное законодательное регулирование. В Государственную Думу поступает множество инициатив, которые абсолютно противоположны друг другу. Одни говорят о том, что населённые пункты можно исключить из особо охраняемых природных территорий. Но в таком случае мы получим настоящие анклавы экологического беспредела, что делать, разумеется, нельзя.
Одновременно есть идеи, связанные с сокращением байкальской природной территории и с сокращением территории центральной экологической зоны. Имеем ли мы право менять эти границы? Уверен, что нет. Я думаю, что нам надо сохранить эти территории, но с определёнными ограничениями.
- Расскажите о конкретных инициативах по защите Байкала.
- Мы с коллегами сейчас подготовили поправки в Закон «Об охране озера Байкал» и поправки ко второму чтению изменений в статью «О защитных лесах» Лесного кодекса РФ, которые предлагают индивидуальный подход к каждому населённому пункту. Там сказано, что Правительство совместно с исполнительной властью регионов по инициативе субъектов могли определять ограничения для жизнедеятельности и ведения хозяйства в тех самых населённых пунктах, которые сейчас находятся в границах байкальской природной территории.
- Решения будут приниматься по каждому населённому пункту отдельно?
- Да, мы предлагаем для принятия решения по каждому из них создавать специальную комиссию для определения таких ограничений с точки зрения жизнедеятельности и ведению хозяйства на территории берегов Байкала.
Предложения уже направлены в межфракционную группу Госдумы «Байкал».
- Каковы её главные задачи?
- Группа была создана в начале 2017 года, в неё вошли все депутаты, которые представляют байкальские регионы. Это как раз и есть объединение парламентариев для решения проблем Байкала. Надеюсь, что с сентября все предложения будут рассмотрены, и если коллеги их одобрят, мы подготовим соответствующие проекты для внесения в Государственную Думу.