Вобла может стать «деликатесом» - её запасы на критически низком уровне
Запасы воблы в Астраханской области - единственном регионе России, где добывается эта рыба, - близки к критическим и находятся на уровне 22 000 тонн. Еще в начале 2000-х этот показатель был почти в 2,5 раза выше.
Это привело к тому, что с каждым годом отраслевая наука снижает размер общего допустимого улова воблы: если в 2021 года он был 1410 тонн, то в 2023-м – уже 1110 тонн. Всего более чем более чем за сто лет наблюдений они снизились в 100 раз до 1 000 тонн.
По мнению президента ВАРПЭ Германа Зверева, ситуация с добычей воблы имеет все признаки «осетрового кризиса».
«Из-за тотального браконьерства в 90-е поголовье осетровых в Каспийском море уменьшилось в 38 раз, а на Волге — в 15. С 2015 года добыча этого виды рыбы запрещена, а запасы поддерживаются только за счёт искусственного воспроизводства. Тоже самое может произойти и с промыслом воблы – одной из самых популярных и «народных» видов рыбы, своего рода символом России», - считает он.
Основной причиной глава ВАРПЭ называет браконьерство. По оценкам КаспНИРХа, сегодня объем незаконной добычи воблы превышает официальный вылов в 2,5 раза и составляет порядка 2 500 тонн. Обычно она ведется под видом любительской и туристической рыбалки.
Основная цель нарушителей – выловить как можно больше рыбы и вывезти ее за пределы региона для легализации и последующей продажи. Это очень выгодно, поскольку, например, в марте оптовые цены за килограмм мороженой воблы были на уровне 250 рублей, а вяленой – 950 рублей, что сопоставимо с ценами на лососевые. А расходы браконьеров исчисляются несколькими десятками тысяч, рассказывает глава ВАРПЭ.
По его словам, браконьеры используют максимально жесткие «методы» добычи – ловят в местах нерестилищ воблы, причем не только половозрелые особи, но и мальков. Наиболее хищнический метод, который набирает популярность среди браконьеров, – это добыча электроудочками. При его использовании умирают все особи, находящиеся в диапазоне действия разряда, а «ненужную» рыбу браконьеры оставляют гнить прямо в водоемах, загрязняя их токсинами.
Все это происходит на фоне обмеления Каспия, которое само по себе ведет к снижению запасов рыбы. 100 лет назад уровень моря был на 1,8-2 метра выше, чем сегодня. Начиная с 2005 года уровень воды снижается на 10 сантиметров в год.
По оценкам ученых, этот процесс продолжится и в такой ситуации своевременные и достаточные сбросы воды – критически важное условие для поддержания необходимого для нереста и нагула рыбы уровня воды, отметил глава ВАРПЭ. По его словам, особую значимость это имеет именно для нереста воблы.
По мнению президента ВАРПЭ, ситуация с запасами воблы требует серьезных административных решений на самом высоком уровне. Нужны:
- комплексные меры по регулированию любительской и рекреационной рыбалки, предусматривающие в том числе контроль объема вылова;
- строгий контроль доступа к нерестилищам в период нереста рыбы, когда она максимально «доступна» и беззащитна;
- комплексная программа выбросов воды в соответствии с периодами нереста рыбы.
Сообщения ВАРПЭ на портале рыбной отрасли №1 в России Fishnet.ru здесь.
Источник: тг-канал ВАРПЭ