Завершился рейс научной группы Атлантического филиала ВНИРО на промысле криля в районах Антарктической части Атлантики (фото)
3 июня завершился рейс БМРТ ПК-6896 «Командор» (АО «АКРОС») в Антарктическую часть Атлантики. Судно вело промысел криля, используя традиционную технологию тралового лова в подрайонах Южных Оркнейских островов и проливе Брансфилд (подрайон Антарктического полуострова). БМРТ «Командор» работал в составе флотилии из 11 судов стран-членов АНТКОМ с 6 марта по 22 мая 2024 г. Судно уверенно вело промысел, обеспечивая суточный вылов на уровне выше среднего по группе судов, использующих традиционную технологию тралового лова. В рейсе принимала участие научная группа Атлантического филиала Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО).
Антарктический криль является одним из наиболее перспективных объектов для отечественного океанического промысла. Возобновление и развитие отечественного промысла криля отвечает Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации № 2143 от 21 августа 2020 г.).
Научное сопровождение промысла было осуществлено сертифицированными специалистами Атлантического филиала, которые прошли комплексную подготовку для работы на промысле криля в соответствии с Системой международного научного наблюдения АНТКОМ, действующими мерами по сохранению АНТКОМ и Инспекционной системой АНТКОМ. Широкий комплекс работ по сбору промыслово-биологической информации и технологии переработки криля был выполнен специалистами филиала – Андрюхиным А.В., Сергеевым С.В., Соколовым М.Ю.
19 июня состоялся Ученый совет, в ходе которого был представлен отчет об участии в рейсе. Отчет принят с положительной оценкой.
Цели и задачи, связанные с научным сопровождением промысла и работами по технологии переработки криля, выполнены в полном объёме.
Получена промыслово-биологическая информация по антарктическому крилю в подрайоне Южных Оркнейских островов и проливе Брансфилд. В течение рейса обработано 83 траления, промерено 24569 экземпляров криля, проанализировано 4500 экз. Выполнен сбор данных для изучения селективности орудий лова, включая 831 биометрических промеров. Ежедневно осуществлялся мониторинг гидрометеорологических условий, выполнено около 419 наблюдений за направлением и скоростью ветра, состоянием поверхности моря, температурой забортного воздуха и температурой поверхности океана (ТПО), скоростью и направлением течений. Осуществлен регулярный сбор акустических данных для изучения динамики и характеристик распределения биомассы криля на участках промысла с целью повышения эффективности отечественного промысла криля. Судном пройдено 5800 миль с акустическим мониторингом в районах промысла. Выполнены регулярные наблюдения за морскими птицами и млекопитающими на участке промысла, а также мониторинг возможного столкновения птиц с ваерами трала (290 наблюдений).
По технологии переработке криля осуществлены следующие работы:
- консультация и помощь в проектировании судовой лаборатории по контролю качества продукции из криля;
- научно-техническая поддержка в области технологии производства крилевой муки, жира и мороженного криля, разработка индивидуальных норм выхода продукции и расхода сырья при производстве муки, крилевого жира и мороженного криля.
В рамках инспекционной системы АНТКОМ специалистами филиала оказана помощь экипажу судна «Командор» в подготовке к инспекционной проверке со стороны страны-члена АНТКОМ. Инспектирование проводило чилийское судно.
Комплекс работ, выполненных научной группой на борту БМРТ «Командор», как по тематике решаемых задач, так и объему собранной промыслово-биологической информации, намного превышает требования Системы международного наблюдения АНТКОМ. Эти работы направлены на получение актуализированных данных по ключевым вопросам, проводимой АНТКОМ ревизии схем по управлению промыслом криля, и научного сопровождения развития отечественного эффективного промысла криля.
Результаты научного сопровождения, выполненного специалистами филиала на борту БМРТ «Командор» в текущем сезоне 2024 г., являются дополнительным свидетельством того, что пространственная дислокация судов и промысловая обстановка на участках работы флота, в большей степени, определяется ледовой обстановкой и влиянием переноса криля течением, а не состоянием ресурсов криля и воздействием на них промысла.
Актуализированные данные, полученные научной группой, будут использованы для подготовки рекомендаций по организации эффективного отечественного промысла криля и подготовки документов на мероприятия АНТКОМ, снижая риск принятия научно необоснованных решений по управлению промыслом криля, в том числе ухудшающих условия для российского рыболовства в водах Конвенции.
фото: vniro.ru