Герман Зверев: Почему растёт цена на рыбу?
В соответствии с п.6 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 9 ноября 2015 года № Пр – 2338ГС Федеральная антимонопольная служба подготовила доклад «Анализ формирования оптовой цены рыбной продукции, наценки посредников и розничной торговли, а также стоимости транспортно-логистических услуг».
Смешанное впечатление оставляет доклад, над которым федеральное ведомство работало девять месяцев. Много важных и точных наблюдений вперемешку с общеизвестными истинами и явными ошибками.
Вот, например, такой вывод на странице 41:«Выявлена прямая зависимость размера торговой надбавки от количества компаний в цепочке продажи рыбной продукции – чем больше компаний-посредников в товаропроводящей цепочке, тем выше размер торговой надбавки к оптово-отпускной цене рыбодобывающей компании».
Неужели для того, чтобы сделать такой вывод понадобилось девять месяцев работы? В учебной программе второго курса экономического факультета эта «роковая» зависимость конечной стоимости продукции от количества посредников раскрывается вполне очевидно и ясно. К сожалению, оптово-посредническое звено – причины существования и масштабы этого экономического уклада – проанализировано в докладе очень поверхностно.
Другой пример. Вот, например, как рассчитывают эксперты антимонопольного ведомства средневзвешенные цены. На странице 15 приводится расчёт средневзвешенной цены рыбной продукции: стоимость минтая-сырца – 19 рублей, стоимость неразделанного минтая – 42 рубля, стоимость минтая потрошённого безголового – 75 рублей, стоимость минтая безголового – 65 рублей, стоимость филе минтая – 149 рублей. Итого – средневзвешенная цена продукции из минтая – 54 рубля.
Такой, по мнению, ФАС должна быть средняя отпускная цена продукции из минтая. Методологическая абсурдность выведения средней цены на различные виды продукции, ориентированной на различные сегменты рынка и производимой с различными затратами, не останавливает экспертов ФАС.
Конечно, помимо общих мест и некорректных расчётов в докладе ФАС есть и ценные наблюдения. Например, неплохо сказано про торговлю и транспортировку.
На странице 43 указано: «На закупочную стоимость товара, поступающего в торговые сети, кроме затрат поставщиков на производство, логистику и пр., также существенное влияние оказывают затраты на выплаты бонусов торговым сетям поставщиками и оплату предоставляемых им торговыми сетями маркетинговых и других услуг. Эти выплаты могут варьироваться в различных торговых сетях для разных поставщиков и в среднем составляет около 10 рублей на килограмм продукции, что для различных видов товаров составляет 5 – 10% от стоимости». На страницах 44 – 45:«Поставщики выплачивали торговым сетям вознаграждения за весь объём всей поставляемой продукции, размер которого влияет на формирование стоимости товаров у поставщиков. При этом, размер вознаграждения, выплачиваемый поставщиками торговой сети не зависит от объёмов поставляемого товара и отличается у различных поставщиков. Таким образом, доля вознаграждения в пересчёте на килограмм товара у различных поставщиков составляет от 0,03 руб/кг до 186 руб/кг и в среднем составляет около 23,7 рубля на килограмм товара».
По подсчётам ФАС, только за прошлый год и только торговой сети "Магнит" производители рыбопродукции заплатили в виде вознаграждения 1 835 млн. рублей при поставке 266 тысяч тонн рыбопродукции.
ФАС указывает и на высокую долю транспортно-логистических расходов в розничной цене на рыбную продукцию, оценивая её в 11%.
Не случайно обращаю внимание на поверхностность некоторых важных выводов доклада и его методологические изъяны. Уже очевидно, что два ведомства будут искать малейшие ошибки в этом документе – Минтранс и Минпромторг, а значит, подставляясь в расчётах, ФАС подставляется и в предлагаемых выводах.
Вот классический пример того, как важна точность в деталях и безупречность в расчётах.