Лососёвая путина: и плачем, и смеёмся
Первые финансовые результаты дальневосточной лососёвой путины пока очень противоречивые. Предприятия с крупнотоннажным флотом подсчитывают убытки – владельцы рыбопромысловых участков Камчатки и Сахалина надеются на лучшее.
Лососёвая путина тянет вниз финансовые показатели некоторых рыбодобывающих компаний Дальнего Востока, которые традиционный ставили флот на приёмку лососей. Причина в том, что подходы лососей к побережью Камчатки не оправдали ожиданий рыбопромышленников ни по срокам, ни по объёму, ни по географии подхода.
В конце июня 30 крупнотоннажных судов дальневосточных компаний были подготовлены для приёмки лосося у побережья Камчатки. Четверть всего дальневосточного крупнотоннажного флота! Кроме того, пять транспортных рефрижераторов находились в этих районах для перегруза продукции.
Почти три недели огромная флотилия пребывала в напряжённом ожидании – ждали Большую рыбу. Не дождались. Подходы лососей изменились, а общий вылов с начала путины не дотягивает до 50 тысяч тонн. Привычка к рекордным выловам, которая сформировалась за последние четыре года, вызвала привыкание к хорошему. Быстро забылись лососёвые путины начала 2000-х: 2000 год – 207 тысяч тонн, 2001 год – 229 тысяч тонн, 2002 год – 173 тысячи тонн, 2003 год – 235 тысяч тонн, 2004 год – 167 тысяч тонн. Природа напомнила о себе. Причём – как всегда – сделала это неожиданным образом.
Уже можно оценить масштаб убытков. Это и расходы на непроизводительный простой флота, это и расходы на оплату авиабилетов обработчиков (по меньшей мере, 500 – 600 человек), это и расходы на передислокацию флота. Пока прямые убытки дальневосточной рыбной отрасли можно оценить в 400 – 450 млн. рублей. Не меньше.
Думаю, что квартальные результаты рыбной отрасли России будут сильно отличаться от уровня прошлого года. Напомню, что в прошлом году сальдированный финансовый результат отрасли приблизился к 5 млрд. рублей. Для сравнения, в 2009 году он составлял 2,1 млрд. рублей, а в 2010 году – 3 млрд. рублей. Мой прогноз сальдированного финансового результата рыбной отрасли России в третьем квартале 2013 года – не выше 4 млрд. рублей.
Эта оценка складывается не только за счёт убытков на лососёвой путине, но и с учётом вялой ценовой ситуации на рынке пелагических видов рыбы у рыбодобытчиков европейской части России.
В то же время не исключаю неплохих финансовых показателей у владельцев рыбопромысловых участков – особенно на Сахалине. Как утверждают некоторые эксперты, основные подходы лососей ожидаются именно в районе Курил и Сахалина.
Рынок уже отреагировал на вялые показатели добычи лососей. Первым «задёргался» самый чувствительный сегмент – рынок лососёвой икры. Цена быстро пошла в рост. В 2010 году при вылове в 304 тысячи тонн лососей объём производства лососёвой икры в России составил 13,3 тысячи тонн, в 2011 году при вылове в 520 тысяч тонн лососей объём производства лососёвой икры составил 15,5 тысяч тонн, в 2012 году при вылове 452 тысяч тонн лососей объём производства лососёвой икры составил 14 тысяч тонн.
Поведение цены можно предсказать, измерив объём производства лососёвой икры в европейской части России. Икра на предприятиях европейской части России производится из сырца, доставляемого из Дальнего Востока. Это излишек, который камчатские и сахалинские добытчики продают, но сначала они должны загрузить собственные перерабатывающие мощности. А эти перерабатывающие мощности за последние три года увеличились: появились новые заводы, заводики и цеха и на Камчатке, и на Сахалине.
В 2010 – 2011 годах излишек (не очень хорошее слово, конечно, но другое подобрать трудно – в экономических терминах это именно излишек) дальневосточного сырца, продаваемый переработчикам в европейской части России, составлял около 4 тысяч тонн. В 2012 году он уже сократился до 1,5 тысяч тонн. В этом году поставки для переработки на рыбоперерабатывающие предприятия европейской части России пока «в коматозе». Это привело к значительному увеличению закупочных цен на лососёвую икру. Однако до тех пор, пока камчатские и сахалинские предприятия не будут уверены в загрузке своих перерабатывающих мощностей, рассчитывать на масштабные поставки икры-сырца из Дальнего Востока вряд ли стоит.
Есть признаки возможного роста цен на дальневосточного лосося не только внутри страны, но и за рубежом. В прошлом году из-за переключения китайских рыбопереработчиков на чилийский аквакультурный кижуч спрос на дальневосточную горбушу на внешних рынках иссяк уже к октябрю. Продажи на российском рынке также затормозились. В результате из добытых 452 тысяч тонн не меньше 70 тысяч тонн нашли покупателя только к марту нынешнего года. Через семь месяцев после путины!
В этом году спрос на того же MSC-сертифицированного дальневосточного лосося очень высокий: о своих закупочных аппетитах на 14 тысяч тонн филе лосося уже заявили Wall-Mart и High Liner (а это в переводе на живой вес – свыше 25 тысяч тонн). Думаю, что и российские покупатели поведут себя иначе, чем в прошлом году. Общий вылов дальневосточных лососей прогнозируется куда в меньшем объёме, чем в прошлом году. Поэтому рынок поведёт себя по-иному.
Посмотрим.