Рыбные порты Приморья приближаются к миллиону тонн
Порты Приморского края в 2016 году перегрузили 912 тысяч тонн рыбных грузов. Это на 64 тысячи тонн больше, чем в 2015 году (7,5%). Наращивание рыбного грузооборота в портах Приморья продолжается третий год подряд.
Напомним, что в 2009 – 2013 годах среднегодовой объём переваливаемых рыбных грузов составлял 650 тысяч тонн. После введения в августе 2014 года контрсанкций был закрыт доступ на российский рынок рыбопродукции в объёме 400 тысяч тонн. Значительно возросла привлекательность поставок на внутренний рынок для дальневосточных рыбаков.
В результате за 2014 – 2016 годы объём перевалки рыбных грузов в портах Приморского края увеличился с 650 тысяч тонн до 912 тысяч тонн – на 40%. По оценке отраслевых экспертов на самом деле прирост несколько выше, так как статистика перевалки рыбных грузов не в полной мере учитывает рыбный грузооборот в контейнерах. С учётом контейнерной поправки общий объём перевалки рыбных грузов через порты Приморского края может оцениваться почти в 950 тысяч тонн.
За три года перевалка рыбных грузов в портах Приморского края возросла почти на 300 тысяч тонн. Конечно, это не далеко не в полной мере позволяет заместить импорт. Однако проседание предложения на рыбном рынке после введения контрсанкций выглядит уже не так драматично, как двумя годами ранее.
К новой реальности постепенно приноравливаются и оптовики, и розница.
К новой реальности необходимо приноравливаться и портам. Рыбные терминалы Приморского края (не путать с терминалами комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота) в целом успешно справляются с задачами отрасли. В то же время объёмы единовременного припортового (как и тылового) хранения (в том числе для формирования партий грузов, дозаморозки, оформления) на промышленных холодильных комплексах практически исчерпаны и в пиковые периоды подхода транспортных рефрижераторных судов им приходится ожидать выгрузки по несколько дней. Это негативно сказывается на эффективности отрасли в целом.
Бесспорно, холодильные мощности портов Приморья требуют модернизации. Некоторые порты (например, ОАО «Владивостокский морской рыбный порт») подготовили проекты модернизации холодильных комплексов. В целом необходимые инвестиции для развития рыбных терминалов в Приморском крае оцениваются в 1,5 млрд. рублей.
Теперь важно перейти от разработки проектов к их реализации.
Складывающиеся тенденции позволяют сделать смелый прогноз – в 2017 году порты Приморского края перевалят миллион тонн рыбных грузов. Но это – предел!
Нужны капиталовложения. Нужны понятные и ясные правила, которые позволят портовикам сделать такие капиталовложения.