{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений
Новости компании Ассоциация добытчиков минтая (АДМ), НКО
ИНН: 2536175101
Статус:
Ассоциация добытчиков минтая (АДМ), НКО
ИНН: 2536175101
Статус:
Статус:

Сколько платит рыбная отрасль?

10 сентября 2015 10:07

Эксперты РСПП рассчитали налоговую нагрузку на различные отрасли экономики. В своих расчётах они относили объём налоговых платежей не к обороту. Таким образом, в доход – валовую добавленную стоимость – не включались материальные затраты и амортизация. Думаю, что такой подход более точный, чем методология ФНС, согласно которой получается: чем больше материальные затраты и амортизация – тем меньше налоговая нагрузка (и наоборот). Об этом сообщает на своей странице в жж Герман Зверев (Президент АДМ).

Кроме того, в отличие от ФНС при оценке налоговой нагрузки учитывается объём страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование и страховых премий на обязательное страхование опасных производственных объектов. Налог на доходы физических лиц, напротив, не учитывается, поскольку он не создаёт дополнительной налоговой нагрузки.

В настоящее время, хотя и признаётся факт экономического кризиса, снижения налоговой нагрузки не происходит. Нынешний экономический кризис отличается от кризиса 2009 года тем, что он будет более продолжительным. Однако пока это обстоятельство никоим образом не отразилось на уровне налоговой нагрузки.

В целом можно сделать вывод о том, что, несмотря на сегодняшнюю кризисную ситуацию в экономике, никакого снижения налоговой нагрузки не произошло.

В настоящее время государством декларируется обещание не повышать налоги до 2018 года. Однако не повышение (замораживание) налогов не гарантирует не повышения налоговой нагрузки, потому что сохранение на прежнем уровне номинальных ставок налогов не отменяет идей о введении новых налогов и сборов. Налоговая нагрузка зависит не только от величины налогов, но и от налоговой базы, оборота предприятия и объёма валовой добавленной стоимости.

Таким образом, задача обеспечения умеренной налоговой нагрузки не может подменяться задачей не повышения налогов.

Было бы правильно принять несколько важных решений.

Прежде всего, увязать методику ФНС России и методику расчёта налоговой нагрузки в ежегодных Основных направлениях налоговой политики. Пока что в правительстве отсутствует единый методологический подход оценки налоговой нагрузки по отраслям. Так, налоговая нагрузка в рыбной отрасли оценивается по-разному: один показатель – 11,8%, другой показатель – 15,2%. Разница существенная!

Необходимо обеспечить методологическое однообразие расчёта показателей налоговой нагрузки на всём анализируемом временном ряде. Это позволит обеспечить сравнимость показателей, что важно с точки зрения обеспечения корректности получаемых из соответствующего анализа выводов. Пока что мы имеем «разорванные» показатели.

При оценке налоговой нагрузки на бизнес следует исключать из расчёта налог на доходы физических лиц (НДФЛ), поскольку работодатель в уплате данного налога является не налогоплательщиком, а налоговым агентом. А вот страховые взносы во внебюджетные фонды требуется включать в расчёты, поскольку они создают нагрузку именно на работодателя. К сожалению, Минвостокразвития не учитывает этот факт в своих расчётах, что существенно искажает уровень налоговой нагрузки в рыбной отрасли.

При расчёте налоговой нагрузки по видам экономической деятельности объём налогов и других платежей (в числителе) корректнее всего соотносить с объёмом валовой добавленной стоимости (в знаменателе). Вариант расчёта с отнесением налогов к обороту (выручке от реализации) следует рассматривать как промежуточный, обеспечивающий преемственность с используемой в настоящее время методикой ФНС России. Не более!

При анализе динамики налоговой нагрузки как на уровне макроэкономики (страна, виды экономической деятельности, отдельные группы налогоплательщиков), так и на уровне отдельных предприятий необходимо обеспечивать сопоставимость сравнений. Целесообразно сравнивать динамику показателей не столько с предыдущими годами, сколько с годами, в которых были схожие экономических условиях (период кризиса – с периодом кризиса, период подъёма – с периодом подъёма). Как раз в этом методологическая ошибка критиков «исторического принципа».

Они игнорируют фундаментальный экономический факт – десятилетние квоты были закреплены за предприятиями как раз накануне масштабного экономического кризиса 2008 – 2009 годов и резкого удорожания нефти. Поэтому 2008 – 2009 годы в принципе не могут рассматриваться ни одним профессиональным и добросовестным экономическим экспертом в качестве благоприятного периода. В 2008 – 2009 года – на старте десятилетних квот – главной стратегией рыбопромышленного бизнеса (как и всякого другого бизнеса) была антикризисная стратегия. Экономический шторм успокоился ближе к концу 2010 года, поэтому фактически у рыбопромышленных предприятий были в распоряжении пять спокойных лет: 2010 – 2014 годы. Весьма короткий срок.

Также необходимо быть очень осторожными при сравнении видов экономической деятельности в силу присущих им, свойственных только им особенностей. Например, номинально высокий уровень налоговой нагрузки в добыче полезных ископаемых связан, в большой степени, с тем, что этот вид деятельности облагается налогом на добычу полезных ископаемых. Поэтому выводы Комиссии по агропромышленному комплексу Общественной палаты и вызвали такое ироничное отношение у экспертов.